Гипсокартон

Роспись ткани выполненная ручным способом. Маленькие секреты росписи по ткани акриловыми красками. Какие ткани можно расписывать

Роспись ткани выполненная ручным способом. Маленькие секреты росписи по ткани акриловыми красками. Какие ткани можно расписывать

Первое, что необходимо определить, это стиль, в котором вы хотите оформить свою квартиру.

Стены, обтянутые тканью, двери и окна, имитирующие раздвижные японские перегородки «фусума», помогут придать обыкновенной городской квартире атмосферу страны восходящего солнца.

Занавеси с легким набивным рисунком, лоскутное покрывало, подушки, половички и большие абажуры напомнят о теплых летних днях в загородном доме.

Умело подобранная драпировка стен, обивка мебели тканью разной фактуры и рисунка в гостиной и спальне, разнообразное оформление окон и дверей - все это позволит воссоздать черты античности, ампира, барокко, модерна и других стилей.

Чтобы правильно подобрать ткань для росписи, обязательно надо руководствоваться видом будущего изделия. Для абажуров, люстр в восточном стиле, занавесей подойдет тонкая, полупрозрачная ткань, а постельное белье, покрывала, декоративные подушки, портьеры, обивка мебели и стен требуют более плотного материала.

Огромное значение при выборе краски для росписи имеет исходный цвет материала и то, какое переплетение нитей использовалось при изготовлении ткани: полотняное, саржевое, трикотажное, жаккардовое или парчовое. Прежде чем приступить к работе, проверьте на маленьком пробном лоскуте, как краска впитывается и расплывается на выбранной вами ткани. Так вы сможете подобрать оптимальную технику росписи и рисунок для вашего изделия.

ВАЖНО! Ткань перед работой необходимо выстирать с использованием моющих средств для удаления аппрета (вещества, используемого при окончательной отделке тканей на фабриках). Это необходимо для лучшего прокрашивания ткани. Предварительно замачивать ткань со стиральным порошком не следует, так как он, как правило, имеет отбеливающий эффект.

Закрепление ткани на раме


Перед натяжкой ткани оклейте раму скотчем. Затем прикрепите ткань к незакрепленной раме с противоположных сторон
Чтобы избежать образования канавок, булавки на противоположных краях ткани следует смещать по отношению друг к другу
Затем раздвиньте раму, натягивая ткань, и закрепите болтами
После этого прикрепите две оставшиеся стороны ткани

Выбор техники

Сухую ткань туго перевязывают веревкой или ниткой. Внутрь узелков можно поместить пуговицы После окрашивания получаются стилизованные изображения цветов

Существует множество техник ручной росписи ткани, каждая из которых имеет свою специфику. Если вы впервые решили попробовать себя в этом искусстве, мы рекомендуем начать с наиболее древнего и простого способа. Он имеет много названий: банд-хни, тритик, планки, а наиболее распространенное - узелковая техника . При всей красоте и необычности получаемых эффектов, техника исполнения весьма проста. Перед крашением определенные места на сухой ткани туго перевязывают тонкой веревкой, шнуром, лентой или просто завязывают узлом. При окраске на этих участках сохраняется первоначальный цвет фона. Рисунок зависит от системы завязывания: можно получить круги, окружности, вертикальные или горизонтальные полосы, их сочетания. Ткань может быть перевязана таким образом, что после окрашивания распущенные узелки превращаются в рисунок стилизованного цветка, листа и т. п. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы - пуговицы, камешки или другие фасонные детали, получая в результате окрашивания узор в виде пробелов определенной конфигурации. Ткань полностью погружается в раствор соли или содовой золы, кипятится в нем 10-15 минут, затем туда же добавляется краска. Дальнейшие операции проводятся по инструкции на упаковке краски. Современные красители позволяют производить окраску ткани в стиральных машинах при температуре 60 С. Затем ткань промывается без развязывания узлов и краска закрепляется. Высушенная ткань может повторно окрашиваться в другой цвет.

ВАЖНО! Окрашивание ведется от более светлых тонов к более темным. Не следует делать более трех цветовых перекрытий. Без знания колористики вы рискуете вместо оригинального изделия получить «нечто» неопределенно-грязного цвета и навсегда потерять желание заниматься этим видом творчества.

Для выполнения следующих техник росписи требуется специальная подготовка ткани, которую необходимо натянуть на раму и перенести на нее рисунок. При этом удобно пользоваться булавками, чтобы не повредить материал.

Мотивом для росписи может послужить любой понравившийся вам рисунок. Его следует сначала перенести на кальку, а затем черными чернилами или тушью - на белую плотную бумагу. Готовый шаблон подкладывают под ткань, натянутую на раму, закрепляют клейкой лентой, затем переводят контуры рисунка на расписываемую поверхность. Если ткань плотная и непрозрачная, под раму подводят лампу и освещают шаблон снизу. В продаже имеются готовые мотивы для рисунков, которые переводятся на ткань проглаживанием утюгом.

ВАЖНО! В любом случае рисунок следует переводить на уже натянутую на раму ткань и после этого снимать ее с рамы нельзя.

Контурная роспись

Рисунок лучше прикрепить скотчем, это поможет избежать смещения при его переводе на ткань
При переводе рисунка на ткань с помощью фантомного фломастера можно не опасаться ошибок, линии исчезают при воздействии воды Резервирующий состав нанесите контурным рисовальщиком
Заливку пространства внутри контура краской следует начинать с самых светлых оттенков, а затем переходить к более темным

Контурная роспись основана на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. Толщина контура наводки и консистенция резервирующего состава зависят от плотности ткани, ее фактуры, а также от впитывающей способности ткани. Плотные материалы, благодаря своей структуре, требуют для лучшей пропитки более широкого контура и жидкого резервирующего состава. Часто по тканям такого типа резерв наводится с обеих сторон. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть.

ВАЖНО! Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.

В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы - либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.

Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.

Набойка

Перед тем как нанести оттиск на ткань, сделайте его на бумаге, удалив таким образом со штампа лишнюю краску Набойка выполняется с использованием штампов. Работу необходимо вести на столе с ровной поверхностью. Можно использовать чертежную доску, обтянутую байковым одеялом.

Раму с натянутой тканью положите на стол. Штампик опустите в приготовленную печатную краску, сделайте пробный оттиск на бумаге, удалив при этом лишнюю краску, и только после этого сделайте оттиск на ткани. Операцию повторите несколько раз. После окончания работы штампики надо промыть и просушить.

Свободная роспись

При работе в технике свободной росписи ткань пропитывают водой для лучшей растекаемости краски Нанесите краску свободными мазками толстой кистью Способ свободной росписи, которая производится без применения резервирующего состава, существенным образом отличается от контурного и узелкового, как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.

Свободная акварельная роспись

После нанесения на ткань акварельного грунта или раствора соли, можно рисовать на ней как на бумаге

Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Роспись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Свободная роспись с использованием кристаллов соли

Еще один способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное - дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.

Кристаллы соли или мочевины наносятся на мокрую поверхность ткани
Пока работа не высохла, можно корректировать рисунок, затемняя или выбеливая определенные участки специальными средствами
Для ускорения процесса высыхания можно воспользоваться феном
Соль или мочевину после высыхания ткани смахивают щеточкой или широкой кистью

Способ выдувания красителя на ткань через трубочку

Используя данный способ, можно получать множество разнообразных пестрых фактур. Интересные эффекты дает напыление красителя нескольких цветов. Наносят краску каплей исключительно на сухую ткань, затем через трубочку осторожно раздувают ее на определенные участки ткани. В результате получают интересный эффект, который может быть использован в качестве живописной первоосновы при создании мотива букета или одиночного растения.

Свободная роспись способом аэрографии

При работе в технике смещения необязательно натягивать ткань на раму, складки и изломы дают в результате дополнительные оригинальные эффекты
Разместите трафареты на ткани. После каждого этапа нанесения краски ткань следует просушивать
Композицию можно украсить, используя трафареты-"маски". Для этого подойдут сухие растения, кружева, пуговицы, бусы
Снимать трафареты-«маски» можно только после полного высыхания ткани Аэрография стоит как бы посередине между ручным и машинным способами росписи. В тех случаях, когда необходимо получить ровно окрашенные поверхности, она незаменима. В работе, помимо аэрографов и пульверизаторов, заправляющихся жидкой краской, могут быть использованы всевозможные красители в аэрозольной упаковке. Практика работы с аэрографом имеет множество приемов. Техника смещения основана на набрызгивании красителя путем манипулирования пистолетом-пульверизатором. Струя аэрографа в этом случае работает в руках как кисть, предоставляя возможность получения полутонов и переходов цвета. Техникой распыления получают изображения с мягким, как бы тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение почти безграничного разнообразия цветов и оттенков.

Ткань натяните на раму. Приготовьте гамму красителей из 3-4 цветов и заправьте краситель в аэрограф. Распылите краску на небольшом участке ткани. Аналогичную операцию повторите с другими красителями, сохраняя небольшие участки уже нанесенного цвета. Аэрографию можно выполнять и по уже окрашенным тканям.

Прокипяченную ткань натяните на раму, окрасьте в какой-либо цвет среднего тона. Образец просушите. Затем последовательно выполните все вышеописанные операции, сократив количество распыляемых цветов до двух. Другие приемы работы с аэрографом строятся на использовании трафаретов и покрывных шаблонов-«масок». Ткань натяните на раму. Приготовьте трафареты несложных геометрических форм.

ВАЖНО! При использовании бумажных или изготовленных из мягкого полимерного материала трафаретов, их необходимо прикрепить к ткани по периметру клейкой лентой, чтобы избежать смещения в процессе работы. Особенно это важно при использовании тампонов, кистей и губки.

Подготовьте гамму красителей. В зависимости от желаемого эффекта разместите трафареты на ткани в определенной последовательности, и закрашивайте свободные участки соответствующим цветом. После каждой операции ткань следует просушивать. Работая таким образом, не всегда удается предвидеть результат, поэтому откорректировать композицию можно на последнем этапе, используя трафареты-"маски". В качестве «масок» используют живые или сухие растения, всевозможные сетки, кружева, годятся также броши, пуговицы, листы обычной бумаги, картона и пр.

Работа с шаблонами дает большой простор для создания сложного рисунка. В аэрографии очень многое зависит от вашего опыта и вкуса. Даже в том случае, когда композиция уже задана художником, ее выполнение требует внимательного отношения и художественного чутья. Результат во многом зависит от искусства манипулирования аэрографом, от умения направить струю распыляемой краски, продолжительности процесса распыления, технических приемов перехода одного тона в другой и т. д. Слабым местом аэрографии является очень неопределенный, расплывчатый контур. Чтобы сделать его более четким, аэрографию иногда совмещают с контурной техникой. То есть сначала наводят контуры рисунка, а затем наносят краску аэрографом. Недостатком метода аэрографии также является возникновение «тумана» разбрызгиваемой краски, что требует от работающего особой предусмотрительности и осторожности. Работа аэрографом, как правило, ведется в специальных защитных масках (респираторах) и в хорошо проветриваемых помещениях.

Роспись ткани «под мрамор» (марблинг)

При работе в технике "марблинг" рисунок создается на поверхности краски палочкой или иголкой
Ткань следует положить в ванночку с полученным рисунком всей поверхностью Эта техника очень эффектна и открывает широкие возможности для импровизации. Она может служить как самостоятельным приемом росписи, так и использоваться в сочетании с другими техниками. Особенно интересный эффект можно получить при использовании атласного шелка. Для росписи "под мрамор" необходим специальный компонент THICKENER в виде порошка, который применяют для создания основы рисунка. Состав разводится в соотношении 1 чайная ложка на 1 литр воды. Лучше всего для этого подходит плоская ванночка высотой 2-4 см. Работу с полученной гелеообразной массой можно начинать только через час. На состав каплями наносится краска, флакончики с пипеткой обеспечивают удобство в работе. Затем на поверхности палочкой или иголкой создается рисунок. Ткань или бумагу следует положить на полученный рисунок всей плоскостью. Оставить в таком виде на 20 секунд, затем снять и быстро промыть проточной водой. Дать просохнуть, закрепить. Самое интересное, что рисунок можно постоянно обновлять и наносить слоями. Приготовленный состав может использоваться многократно. В качестве декоративной отделки можно использовать любой резервирующий состав, на участках, где он нанесен на ткани остаются непрокрашенные пятна. Техника MARBLING очень интересна и красочна, она позволяет имитировать мраморные разводы и получать оригинальные цветовые решения.

Монотипия и шпаклевочная техника

Осторожно приподнимите ткань с отпечатанным рисунком, следя за тем, чтобы она не сместиласьНе менее интересна и монотипия. Эта техника довольно проста в исполнении и доступна даже для детей. Вам потребуется лист пластика или стекла. На его поверхность свободными мазками наносится краска, она должна быть густой, как паста в тюбике. Затем натянутая на раму ткань плотно прижимается к стеклу. Эту операцию можно повторить несколько раз, до полного использования краски на стекле.

При шпаклевочной технике густая краска наносится непосредственно на ткань, создавая рельефную поверхность.

Фотоэффект

Результат, полученный способом фотоэффекта, подобен аэрографии, но процесс работы лишен неприятных моментов, связанных с трудностями работы с аэрографом Кроме классических способов ручной росписи тканей, появляющиеся на рынке краски и сопутствующие материалы значительно обогатили практику художественной росписи в получении особо оригинальных декоративных эффектов. Одним из них является и фотоэффект, который основан на определенных качествах краски. На еще не высохшую краску можно положить разнообразные шаблоны. Затем поместить работу под яркий осветительный прибор. При высыхании краска под шаблонами светлеет, придавая изображению некоторую таинственность и туманность.

Используя новые краски и материалы, можно добиться полной схожести готовой работы с аппликацией, вышивкой бисером и стразами.

Роспись по ткани - искусство интересное и увлекательное. Надеемся, что данный материал поможет вам в освоении этого непростого вида творчества.

Редакция благодарит Аллу Николаевну Новикову и Любовь Болычеву, художников по ткани Ирину Бычкову и Елену Васильеву за оказанную помощь в подготовке материала.

Роспись по ткани акриловыми красками позволяет создавать неповторимые и эксклюзивные вещи из обычных повседневных предметов гардероба. Творческий процесс рисования на ткани настолько интересный и захватывающий, что может превратиться из обыкновенного увлечения в реальную бизнес-идею для создания дополнительного заработка. Рисовать акриловыми красками легко и интересно. Подробно разобраться во всех тонкостях росписи акриловыми красками поможет наша статья и представленные мастер-классы.

Начинающие часто думают: «Что будет, если я нарисую что-то не так, можно ли это исправить, если я пользуюсь акриловыми красками и использую определенные ткани?». Но волноваться не стоит. Исправить ошибки можно.

Лучшие краски для рисования на ткани и на предметах одежды – это акриловые красители, которые созданы на основе полимеров. Это означает, что красящий пигмент не проникает внутрь волокон, а как бы покрывает их защитной пленкой. Структура становится более плотной и теряет свою эластичность.

Изделия, покрытые красками для рисования по ткани, становятся красочными, яркими и неповторимыми. Кроме того, акриловое покрытие придает росписи водостойкий эффект.

Преимущества акриловых красок

Акриловые краски для одежды – это самый популярный вид красителей среди домашних любителей рисования и профессиональных художников. К достоинствам и преимуществам акриловых красок рисования на тканях можно отнести:

  • широкий ассортимент и доступность в продаже;
  • безопасное и простое использование;
  • возможность добавления воды в качестве разбавителя;
  • водостойкость покрытия рисунков и возможность выдерживать стирку изделий;
  • акриловые краски для разноцветного рисования по ткани легко смешиваются, что дает возможность получать различные новые оттенки.

Для закрепления акриловой росписи применяют сушку при помощи слегка нагретого утюга.

К недостаткам акриловых красок для росписи можно отнести:

  • ухудшение красящих свойств пигментов при длительном хранении;
  • обязательное применение дополнительных контуров из-за повышенной текучести акриловых пигментов.

Красками для рисования на ткани можно не только расписывать предметы гардероба, но и украсить текстильную обувь, разрисовать сумочку или нанести не смывающийся рисунок на зонтик. Расписанную поверхность очень приятно показывать окружающим, а крашенные вручную ткани порой бывают лучше одежды модных домов. Только рисовать на одежде нужно аккуратно.

Выбор подходящей ткани для росписи

Если давать советы по выбору краски для ткани для начинающих, то следует сразу отметить об отсутствии каких-либо ограничений материала по рисования акрилом. Можно расписывать любые материалы: плотный текстиль, популярный деним, нежный шелк, плотный хлопок или лен. При выборе следует не забывать о том, что окрашенные акриловой краской места будут иметь плотную структуру.

Обычно производители акриловых красок по ткани на наклейках тюбиков и баночек указывают рекомендованный тип ткани:

  1. Если на этикетке присутствует надпись «Silk», то это означает пигмент предназначен для покраски мягких и тонких тканей, например шелка, батиста, шифона.
  2. Обозначение «Teхtile» означает, что данный вид акриловой краски по ткани рекомендуется для окрашивания плотных материалов, натуральной кожи, бархата, замши. Покраска ткани будет легкой. Достаточно пользоваться необходимыми средствами.

Плотные ткани хорошо можно расписать акрилом по шаблону или трафарету. Рисунок в этом случае будет иметь четкие границы с ярко выраженным цветным принтом. Научиться делать роспись одежды акриловыми красками можно каждому желающему. Для этого необязательно иметь специальную художественную подготовку.

В магазинах для рукоделья и в художественных салонах можно найти готовые трафареты и шаблоны с цветочными орнаментами, фигурками животных, геометрическим принтами и многими другими изображениями.

Подготовительные работы

Перед тем как рисовать акриловыми красками по ткани, рекомендуется выбранную основу тщательно подготовить: погрузить на час в холодную воду и немного простирать. После полоскания в чистой воде ткань лучше всего просушить и после этого прогладить теплым утюгом.

Если материал тонкий, например батист или шелк, то его лучше растянуть на деревянной раме и оставить для полной просушки. Если принято решение декорировать предмет одежды, то лучше всего изолировать один слой от другого с помощью картонки или плотной бумаги.

На видео: как расписать ткань акриловыми красками.

Виды росписи акрилом

Ручная роспись ткани с помощью резервирующих составов называется батиком. Такое определение росписи можно найти в википедии. Технология батика заключается в нанесении на выбранную основу из ткани соответствующей краски. Чтобы получить четкие границы на стыке красящих составов, применяется специальный закрепитель, называемый резервирующим составом.

Акриловые красители могут применяться в нескольких типах окрашивания:

  • Горячий батик с расплавленным воском или парафином. При нем после окрашивания ткани и снятия воскового покрытия получается белый или разноцветный узор на цветном фоне. Эта техника нанесения давно пользовалась популярностью, но она требует специальных навыков.

  • Холодный батик с применением контуров резервирующих составов. Контуры создают четко очерченные границы и не позволяют акриловому красителю растекаться по ткани. Рисунок получается с ярким графическим видом. При холодном батике возможно использование в качестве контура готовых шаблонов или трафаретов.

  • Узелковый батик окрашивания заключается в формировании канвы узора небольшими узелками. Узелки можно завязывать непосредственно на ткани или же можно использовать для этой цели крепкие нитки, шнур. После покраски ткани узелки распускаются и делаются новые. Так продолжают до конца выполнения узора. Постепенные плавные переходы от светлого к темному цвету создают живописный и интересный узор.

  • Свободная роспись по своему процессу схожа с рисунком картин акварелью. Наносится непосредственно на ткань и позволяет свободно воплощать любую творческую идею, замысел. На заключительном этапе для четкости оттенков применяют резервирующие составы. Такой вид росписи больше подходит лицам, имеющих художественные навыки.

  • Роспись с применением аэрографа. Он позволяет распылять мельчайшие частицы акриловой краски. Аэрограф работает как усовершенствованный пульвелизатор, им удобно распылять краску на расстоянии 20-30 см от поверхности ткани.

Даже самый простой вид росписи акрилом поможет значительно преобразить повседневные привычные предметы одежды или интерьера.

Тонкости техники росписи

При нанесении акриловых красок важно учесть некоторые правила:

  • Разведенная акриловая краска будет хуже окрашивать ткань, и чтобы покрытие не смылось при стирке изделия, рекомендуется применять фирменные настоящие разбавители.
  • Окрашивающую поверхность ткани или предмета одежды разделяют от рабочей поверхности стола или другого предмета непроницаемой прокладной пленкой или вощеной бумагой.
  • Чтобы понять, как покрасить ткань через трафарет или шаблон, можно представить обыкновенную детскую книжку — раскраску. Различие только в том, что при послойном нанесении акрила нужно подождать до полного высыхания предыдущего слоя.
  • Вначале на рисунок наносится светлый тон, а затем плавно переходят к более темным тонам.

Если выполнять роспись по ткани согласно этим несложным правилам, то можно получить акриловое покрытие, не смываемое даже после многократных стирок. Иногда достаточно посмотреть мастер-класс, и всё станет понятно.

Способы нанесения акриловых красок

Рисовать на ткани или одежде можно несколькими способами. Метод рисования красками зависит от применяемого инструмента, от того какими красками будет наноситься рисунок:

  • Нанесение рисунков кистью.
  • Трафаретная или шаблонная печать с использованием специальных валиков или поролоновых различных тампонов.
  • Создание акрилового рельефного контура в сочетании с росписью кистями.

Нарисовать удивительную и неповторимую красоту с помощью росписи акриловыми красками можно научиться без труда. С давних времен и по настоящее время красота этого увлекательного творческого процесса находит все больше и больше своих поклонников. Если попробовать самому сотворить такое рукодельное чудо, то остановиться уже будет невозможно, настолько затягивает и увлекает процесс создания шедевров росписи своими руками.

Мастер-классы по росписи одежды (2 видео)


Идеи для росписи по ткани (20 фото)












Друзья! Сегодня мы решили немного рассказать вам о батике.

Эта роспись стала популярной прежде всего у народов Индонезии и Индии и только в ХХ веке стала известна в Европе.

Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для нее используются такие ткани, как шелк, хлопок, шерсть и иногда даже синтетика. Для каждой ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв, в основу которого входит парафин, бензин, или вода - все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

мастер - Соколова Надежда

Существует несколько разновидностей батика:

Горячий батик.

В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом, чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому и батик называется горячим)) В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик.

В большинстве случаев этот способ используется для нанесения кркаски на шелк, но возможно использование и других тканей. Роль резерва здесь выполянет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить уже готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина. Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо специальными инструментами - трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков со специальными длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва - они служат границей, удерживающей краску.

мастер - Каминская Мария:

Свободная роспись.

Предоставляет большую свободу в выборе рисунка, позволяет выявить своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями. Особенно интересно сочетание свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Но в основном при этой росписи не используют резерв. Такая роспись ведется по сухой ткани (тогда рисунок более четкий, видны ореолы от растекающейся краски) и по мокрой ткани (рисунок более плавный, с более гладкими переходами цвета)

мастер - Соколова Надежда

Свободная роспись по соляному грунту.

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. Вместо соли в качестве грунта может выступать крахмал или желатин.

С помощью соли и мочевины можно добиться специальных эффектов (при свободной росписи и холодном батике). Например, если на сырой, окрашенный участок посыпать крупной соли, то соль будет "притягивать" к себе краситель, создавая интересный рисунок. Эффект мочевины обратен, она отталкивает краситель.

Техника «Шибори».

Эта техника имеет японские корни. Здесь ткань складывается определенным образом, путем перевязывания, а затем раскрашивается. Часто в ткань заворачиваются бусины, пуговицы и т. д. и перевязываются ниткой, также ткань можно сложить и прошить ниткой, сильно затянув ее.

Техника «бандан».

Это техника узелкового батика. Одна из его разновидностей - техника «планги» была распространена в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга (солнышко) или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) - более плавные границы перехода.

Батик - это рисунок на ткани, выполненный с использованием специальных красок и резервирующего состава. Родиной возникновения такой техники считается Индонезия. Затем этот вид художественного творчества обрёл свою популярность в Японии, Китае, Индии, Африке и странах Европы.

В начале двадцатого века необыкновенный способ рисования на ткани широко распространился у творческих слоёв населения в Голландии, Англии и Германии. Европейским художникам было сложно в точности повторить технику батика, пришедшую из восточных стран, поэтому они немного изменили процесс свободной росписи и сделали его более простым, удобным и доступным . Тогда и появился холодный батик, с использованием специального резерва и разнообразных технологий наложения красок на ткань.

В нашей стране рисунки на материале, которые относятся к технике батик, стали широко применяться на фабриках в начале 1936 года, при изготовлении одежды, аксессуаров, украшений для предметов быта и мебели. В магазинах продавались красивые и яркие платки, шарфы, платья, скатерти, салфетки с декорирующими изображениями, выполненными в технике батик.

Немного позже свободная роспись по ткани заинтересовала и художников, на выставках появились живописные картины, выполненные в стиле холодного батика. В России и других странах широкое распространение этот вид искусства получил в 70–80 годах двадцатого века. Художественную роспись по ткани изучают теперь и в школах: программа за 6 класс подразумевает изучение батика как вида живописи.

Галерея: холодный батик (25 фото)














Есть несколько видов батика , которые различаются между собой по технике исполнения:

Что такое горячий и холодный батик

При росписи на ткани вначале выполняется контурное изображение резервирующим составом, а затем работа покрывается специальными красками. Существуют две технологии выполнения рисунка в зависимости от вида резерва - горячего или холодного.

В горячем батике резервирующим составом служит растопленный воск , а для того, чтобы он был жидким его всё время нагревают на водяной бане и с помощью специального приспособления - чантинга воск наносят на ткань. Затем картина расписывается красками и после окончания процесса резерв удаляют с поверхности материала с помощью горячего утюга, проглаживая готовое изделие через газетный слой. Рисунок получается нежным и лёгким, не имеющим резких границ и очертаний.

Во время создания картины в технике холодного батика обычно используют резервирующий состав , который идёт в комплекте с красками. Его наносят с помощью специальной трубочки из стекла. Контур получается чётким и при дальнейшей работе с цветом не даёт разным оттенкам смешиваться, поэтому изображение получается более выраженным и ярким. Такую роспись часто применяют на тканях из шёлка, поэтому её выполнение требует аккуратности и умелого нанесения.

Остальные виды росписи по ткани

Существует ещё несколько вариантов росписи ткани , различающихся между собой по способу нанесения красок:

Холодный батик - техника выполнения

Вопрос — можно ли научиться делать батик начинающему художнику в домашних условиях? Ответ — можно!Расписывать материал в технике батик, используя специальную технологию и рецепты, очень увлекательно и интересно не только взрослым, но и детям. Если вы начинающий художник и не можете решить что лучше нарисовать, можете использовать готовый шаблон, который найдёте в магазине канцелярских товаров. Там же вы всегда сможете приобрести и специальные наборы, состоящие из красителей, резерва и трубочки для холодного батика. Разобраться, как делать батик поэтапно, поможет этот мк.

Материалы для работы:

Готовую картину надо аккуратно снять с подрамника, затем закрепить на картонную основу из картона и вставить в рамку.

Если вас очень заинтересовала ручная роспись по ткани, которая называется батик, и вы хотите рисовать не только картины, но и расписать себе футболку, кофточку или шарф, с учётом того, чтобы изделия можно было носить, то для этого необходимо использовать именно акриловые красители . Вещи, расписанные ими впоследствии можно, будет стирать и не бояться что краска смоется и рисунок, в который вложено столько труда, исчезнет.

По внешнему виду баночки с такими красками выглядят почти так же, как и обычные краски для батика, но на них есть пометка, что они очень стойкие. Акриловые краски великолепно ложатся на поверхность ткани, а при высыхании рисунок не стирается и очень долго сохраняет яркость цвета.

Сейчас роспись по ткани стала популярным видом хобби. Это настоящее искусство, благодаря которому можно придать одежде, обуви, текстилю и прочим изделиям оригинальность и красоту. Лучше всего делать рисунки акриловыми красками – они самые качественные и позволяют получить идеальный результат. Существуют разные техники росписи красками, с которыми следует ознакомиться рукодельницам.

Свойства и особенности акриловых красителей

Акрил для рисования – это один из видов , полимерный состав, не проникающий в волокна, а покрывающий их снаружи. Акриловые колеры выпускаются в богатой цветовой гамме, легко смешиваются между собой, позволяя получить уникальные оттенки. Поскольку такое окрашивание не боится влаги, его можно сделать даже на куртках, плащах, дождевиках, не говоря уже о джинсах, платках, сумках, футболках. Ручная покраска акрилом отлично смотрится на скатертях, панно. Не рекомендуется рисовать в домашних условиях на таких типах вещей:

  • нижнее белье – есть риск аллергии;
  • постельное белье – вследствие частых стирок оно быстро полиняет;
  • изделия, подвергающиеся химчистке, – из-за возможной порчи рисунка;
  • вещи для детей младшего возраста, посещающих детский сад – существует высокая опасность аллергии у малышей.

Акрил идеален для начинающих. Готовые полотна быстро сохнут, а цена красок невысока – есть возможность экспериментировать. Прочие свойства акриловых красителей таковы:

  • в составе нет вредных химических веществ – здесь присутствуют растительные или искусственные смолы, пигменты, вода, пластификаторы, связующие компоненты для однородности консистенции;
  • по текстуре краска напоминает темперу, которой пишут иконы, но намного быстрее сохнет и создает на поверхности защитную пленку (последняя так прочна, что вещи можно стирать в стиральной машине, сворачивать, долго хранить);
  • после нанесения краски на ткань ее волокна становятся плотнее, но данный участок материи утрачивает эластичность;
  • со временем качество акрила портится, поэтому использовать краски следует только в период нормального срока годности.

Акриловые колеры разводятся водой, но специалисты предпочитают применение особых растворителей. Такие вещества помогают сделать изображения глянцевыми, а при введении воды картинка станет матовой. Для фиксации красок лучше применять сухое тепло – проходиться по ткани утюгом. Приобрести колеры можно в художественных магазинах, там же есть дополнительное оборудование (кисти, палитры, шаблоны, трафареты).

Подходящая ткань

Колеры своими руками делать несложно. Важно подобрать пригодную для этого ткань, чтобы она соответствовала типу красителя. Выбор материи зависит и от техники расписывания вещей. Так, горячий батик предполагает применение натуральных тканей – хлопка, льна, шерсти, вискозы, джинсовой материи. Этот способ позволяет прокрасить только такие волокна, а искусственные останутся в исходном цвете. Поэтому смесовые материалы использовать не рекомендуется.

Маркировка «Silk» на краске

Если на колере стоит такое обозначение, то повышения жесткости ткани не отмечается, потому средство годится даже для тонкой материи. Можно применять подобные красители для шелка, шифона, батиста. Большинство перечисленных тканей хорошо реагирует на технику холодного батика.

Указатель «Textile» на краске

Подобные колеры годятся для твердых, плотных тканей – замши, кожи, материи для мебели. Для темного текстиля следует выбирать красители с соответствующей пометкой.

Виды росписи акриловыми красками

Красить следует только чистую ткань или вещь, поэтому до начала работы ее стирают, после тщательно высушивают, гладят. В некоторых техниках росписи требуется натянуть материал на специальную рамку (у рукодельниц она называется пяльцы), хотя можно сделать любое удобное приспособление самостоятельно. Ткань для работы раскладывают в хорошо освещенном месте, при этом зона для крашения должна быть в центре.

Горячий батик

Для горячей окраски раньше использовали натуральные красители – индийскую хну, чай, куркуму и даже марганцовку, но сейчас в продаже много более стойких, качественных колеров. Для горячего батика применяется расплавленный воск, что позволяет получить структурированные изображения с разными сочетаниями оттенков.

Смысл техники в том, что под воском после его снятия остается более светлый или темный рисунок либо и вовсе – белая картинка. Для нанесения воска применяют чантинг – инструмент, наносящий оригинальные восковые рисунки. На вид это малый сосуд с несколькими носиками и ручкой.

Для горячего батика следует вначале подготовить восковую смесь. Она реализуется в готовом виде или делается своими руками из сосновой смолы, парафина, пчелиного воска, жира, даммаровой смолы. Новичкам рекомендуется вначале попробовать нанести на ткань расплавленный воск от обычной свечи, чтобы потренироваться.

Порядок работы таков:

  • подготовить проект рисунка – нарисовать картинку на бумаге или распечатать на принтере;
  • перевести рисунок на ткань любым удобным способом (точечная техника, через кальку, копирку и т.д.);
  • места рисунка, которые надо оставить неокрашенными, смазать горячим воском, дать ему полностью высохнуть (пятно должно быть прозрачным и темным, но не белым и матовым);
  • залить ткань раствором красителя, выдержать нужное время;
  • снять воск;
  • если это нужно, покрыть уже окрашенные зоны новым воском, а светлое пятно покрасить иным цветом;
  • цикл повторять до получения нужных сочетаний (вплоть до черного цвета).

Удалять воск нужно при помощи бумаги и утюга, нагревая ткань и аккуратно отделяя вещество. Данная техника трудоемкая, поэтому лучше вначале посмотреть мастер-класс в интернете.

Отличие данной техники от «горячей» в том, что вместо воска используется специальное вещество, не пропускающее колер. Второе название холодного батика – резервирование, а составы именуются резервирующими.

Вначале рисунок обводят данным веществом, затем прочие участки ткани закрашиваются краской. Контуры не дают красителям затекать на изображение. После полного высыхания материи резервирующий состав удаляют. В итоге обеспечивается контрастное (витальное) окрашивание. Проще всего колеровать изделия в данной технике по готовым трафаретам.

Узелковый батик

Расписать ткань можно и в узелковой технике, в результате получаются неожиданные эффекты и оригинальные узоры. Они формируются благодаря маленьким узелкам, которые неравномерно прокрашиваются. Начинающим рукодельницам и художникам рекомендуется применять этот вид батика. Особенно удачными получаются платья, скатерти, салфетки, футболки.

Порядок работы такой:

  • сделать свободную роспись по фону (если это требуется);
  • высушить вещь, разложить по ней камешки, перевязать их нитками в узелки (согласно задумке);
  • всю ткань туго скрутить с 2 сторон, сложить в 2-3 слоя, еще раз обвязать нитками;
  • опустить в емкость с краской, выдержать нужное время;
  • достать, высушить изделие.

Техника шибори

Данный метод является разновидностью узелкового батика. Отличие только в том, что ткань складывается определенным образом, напоминающим оригами. Также методика предполагает использование дополнительных эффектов – посыпку соли, разбрызгивание спирта.

Свободная роспись

Техника напоминает обычное разрисовывание ткани акварелью или гуашью. На материи в результате может получиться настоящая картина или отдельные рисунки, детали. Здесь в полной мере проявляется талант художника, ведь по шаблону сделать роспись не получится. Чтобы краска не текла, предварительно ткань вымачивают в солевом растворе 2-3 часа. Для удачного прописывания оттенков допускается применение резервирующих составов. Если их нет, лучше заранее сделать грунтование ткани:

  • смешать поровну желатин, ПВА, крахмал;
  • нанести на ткань кистью;
  • подсушить, но не до конца;
  • приступать к работе.

Разновидностью свободной росписи является роспись сырая. Она дает эффект перетекания одного цвета в другой, придает ощущение воздушности. Рисование выполняют по мокрой ткани без применения трафаретной техники (без шаблонов). Можно не только выполнять мазки кистью, но и раздувать краску через соломинку для коктейля, после придавая каплям нужные очертания.

Роспись с применением аэрографа

Для такого метода окрашивания понадобится прибор для распыления краски – аэрограф. Меняя угол нанесения, можно получить разнообразные оттенки. Для использования аэрографии надо иметь определенные художественные навыки.

История появления техники батик

Батик насчитывает несколько сотен лет. Со временем техника усложнялась, совершенствовалась и в разных странах имела свои особенности. Родиной батика считается Индонезия, но впервые описание метода было сделано в Голландии в XVII веке. Очень древние образцы ткани обнаружены в Египте – они были выполнены примерно в V веке. Батик в древности был распространен в Японии, Китае и других странах Азии, а в средние века стал невероятно популярен у художников Европы.

Принты акриловыми красками – выполнение

Самым надежным методом создания оригинальной вещи является окрашивание акриловыми колерами. Можно применять разнообразные способы нанесения красок.

Копирование рисунка с бумаги

Быть художником для создания шедевров в данной случае не нужно. Достаточно обладать аккуратностью, чтобы четко обвести рисунок на ткани. Его распечатывают на принтере, делая контуры жирными, темными (иначе их не будет видно через ткань). Далее вещь натягивают на картон или лист фанеры, подкладывают между слоями выбитый рисунок, фиксируют булавками, обводят чертеж простым карандашом или специальным маркером для материи. После можно приступать к прорисовке изображения красками.

Рисование по ткани от руки

Если есть художественные способности и фантазия, можно выполнить рисунок без шаблона, вручную. Профессионалы работают непосредственно красками, новичку лучше вначале нарисовать контуры простым карандашом. Особенно хорош данный способ, если предполагается некоторая легкость, небрежность в картинке.

Нанесение по трафарету

Трафареты реализуются в специализированных магазинах в большом количестве. Очень удобно пользоваться данной методикой, если надо многократно копировать один и тот же рисунок (форма для команды, салфетки и т.д.). Трафарет прикладывается к ткани, фиксируется булавками, скрепками и обрисовывается красками.

Трафаретная печать

Применяется для создания сложных рисунков, многоцветных изображений. Метод предполагает использование особой краски и сеток для трафаретной печати, также потребуются валик и иные инструменты. Лучше отдать изделие в мастерскую, где все работы будут выполнены качественно.

Чтобы роспись на тканевой основе вышла на «отлично», стоит соблюдать ряд важных советов и рекомендаций:

  • приобретать только качественные краски в специализированных магазинах (слишком дешевые колеры могут быть подделкой);
  • обращать внимание на срок годности – он должен быть в норме;
  • знакомиться с составом красок – если они хорошие, то не содержат токсичных компонентов, тяжелых металлов, отсутствует неприятный запах;
  • перед росписью большого полотна сделать тест колеров на малом участке, оценить работу после полного высыхания краски;
  • для работы применять кисти с синтетическим ворсом, валики, спонжи;
  • каждый новый слой наносить после высыхания предыдущего;
  • через сутки фиксировать рисунок утюгом – гладить его не менее 5 минут;
  • качественные средства не расплываются на материи, стойкие, не разрушаются от воды после застывания.

Для стирки используют только неагрессивные ПАВ и воду с температурой до 35-40 градусов. Строго запрещено применение отбеливателей, которые разрушают краску. Небольшие изделия лучше стирать вручную, не отжимать, не выкручивать их, а аккуратно вешать на спинку стула для сушки.

Крупные вещи стирают в машинке, включая деликатный режим. При соблюдении этих несложных правил одежда или иные изделия прослужат долго без потери цвета и качества.