Шпаклевка

Как построить фундамент для гаража своими руками. Фундамент под гараж – самая эффективная технология строительства. Предварительный расчет ленточного фундамента

Как построить фундамент для гаража своими руками. Фундамент под гараж – самая эффективная технология строительства. Предварительный расчет ленточного фундамента

Трудно себе представить человека, который стал бы строить надежный дом без фундамента. Необходимость и важность этой части строения известна даже школьникам. И таким домом является для машины гараж. Он приходится и вторым домом для многих увлеченных автолюбителей.

Современные автомобилисты не ведут таких жарких баталий, как герои известного фильма, и приобрести гараж не является такой большой сложностью, но и в наши дни не каждый автовладелец является счастливым обладателем гаража. А если это сооружение создается своими собственными руками – гордость и трепетное отношение к нему обеспечено на долгие годы. Особенно популярна эта идея среди владельцев частных домов с большими участками земли, коттеджей. Часто они находятся за городом, куда добраться можно лишь на машине, поэтому вопрос хранения железного коня встает очень остро.

Если на пути строительства своей мечты нет никаких препятствий, в виде свободного места или юридических моментов, то первым делом возникает вопрос – как сделать фундамент под гараж.

Чтобы правильно выбрать тип фундамента и рассчитать его, нужно прежде представить, а лучше – сделать чертежи будущего строения. Так гораздо легче производить расчеты, и риск упустить из виду важные детали, способные повлиять на конечное качество постройки, минимален.

Рассчитываем фундамент

При устройстве фундамента важен верный расчет

Задача фундамента – равномерно распределять нагрузку на почву от постройки, оборудования и автомобиля, который будет храниться в гараже. Поэтому расчет фундамента под гараж выполняют с максимальной точностью. Произвести расчеты правильно возможно, только зная вес конструкции и всего, что будет находиться в гараже. Массу материала, из которого будет возводиться строение, узнают из справочных таблиц, которых достаточно много в сети.

Существует простая формула, с помощью которой вычисляют ту площадь опоры, которая достаточна для конкретного здания: S=U/R. S – это площадь опоры фундамента, U – сила, с которой действует постройка, R – сопротивление почвы.

Из формулы следует, что для расчета важно знать не только общую массу гаража и его предполагаемого содержимого, но и тип грунта, величину промерзания почвы и учитывать наличие грунтовых вод. При расчетах и на стадии чертежей предусматривают , а также рекомендуют выводить «тело» на 25-30 см выше уровня земли, чтобы исключить намокание стен.

Специалисты советуют запроектировать и отвод воды от основания. Все автовладельцы устраивают автомойку непосредственно рядом с гаражом, что вызывает избыток влаги. Попадая в трещины, вода скапливается там, и при наступлении отрицательных значений температуры замерзает, вызывая микроскопические разрушения. Постепенно маленькие трещины превращаются в большие, и фундамент разрушается.

Выбираем фундамент для гаража

Выбор того типа и конструкции основания, которое надежно выполнит свою функцию, напрямую зависит от массивности и конструкции основного здания. Если планируют легкую постройку из металла или дерева, то вполне справится со своей задачей столбчатый фундамент. Он намного проще и дешевле в строительстве, чем любой другой. Кроме того, те, кто делал , уже знакомы с конструкцией и будут иметь меньше сложностей.

При строительстве монолитного фундамента под гараж своими руками важно не пренебрегать расчетами массы сооружения. Если экономить на основании и использовать столбчатый фундамент в массивной конструкции, то это чревато серьезными потерями, которые грозят потерей не только здания, но и автомобиля.

Ленточный фундамент

При обустройстве в гараже подвала, а эту опцию использует основная масса людей, и при строительстве из кирпича или бетона, делают . Этот вид основания бывает монолитным и сборным. Монолитный заливается в готовую траншею, в которой уже установлена конструкция из арматуры и опалубка. Сборный же выполняют из отдельных фундаментных блоков или даже из кирпича. Закрепление отдельных частей производится с помощью цементного раствора.

Существует еще один вид фундамента, который возможно применить при строительстве гаража. Это плиточный фундамент. Выбор в его пользу оправдан на просадочных и неустойчивых грунтах. Представляет собой монолитную плиту, имеющую хорошее армирование, которая может даже и не заглубляться. В зависимости от состояния грунта этот вид фундамента можно немного заглубить, но не более чем на 500 мм. Эта конструкция может спокойно переносить незначительные подвижки грунта без деформации стен и в целом всего гаража.


Армировка

В последнее время в технологиях возведения фундаментов набирает популярность несъемная опалубка из бетона для возведения фундамента. Она отличается от деревянной только тем, что изготовлена из плоских бетонных блоков, напоминающих плиты небольшого размера. В остальном технология использования точно такая же. Преимуществом такой опалубки является то, что ее не снимают после застывания основного бетона, а свойства самой опалубки заменяют дополнительные материалы. Так работа становится менее трудоемкой, а фундамент – более прочным. Бетон, применяемый для изготовления такой опалубки, имеет специальную пористую структуру, что дает отличные теплоизоляционные свойства. Это избавляет от необходимости дополнительно утеплять фундамент и устанавливать гидрозащиту.

Определяем вид грунта

Почва, на которой установят гараж, нуждается во внимательном изучении. От ее состояния зависит глубина всего фундамента под гараж, а также необходимость дополнительных работ, если таковые потребуются.

Грунты подразделяют на несколько типов:

  • Слабые грунты. Они имеют свойства менять положение, сдвигаться. К ним относятся суглинки, а также мелкие пылевые и песчаные грунты, порошковые супеси. Такой грунт должен в обязательном порядке подвергаться дополнительному трамбованию. В зависимости от условий строительства применяют виброплиты или другие приспособления. Допускается утрамбовывание в уже вырытой и подготовленной траншее и даже в котловане. Грунты такого типа не задерживают в себе влагу, поэтому после утрамбовывания возводят любой тип фундамента.
  • Гравелистый и песчаный грунт. Не нуждаются в дополнительном уплотнении, способны выдерживать массивные здания и фундаменты. Позволяют возводить основания любого типа.
  • Скальный грунт. Не смещаются, не подвержены деформации под воздействием низких температур, не размываются. Благодаря высокой несущей способности, считаются самыми прочными.
  • Обломочные грунты. Во многом схожи по своим характеристикам со скальными грунтами, способны выдерживать огромный вес всей конструкции.
  • Глиняный грунт. Строители и специалисты считают их проблемными для любого строительства. Главной проблемой является неспособность свободно пропускать воду. Влага накапливается внутри и при наступлении холодов замерзает. Грунт начинает менять свою форму и давить на фундамент. Сила давления может достигать 5 тонн на кубический метр. Решить проблему позволяет более заглубленный фундамент, который располагают ниже границы промерзания. Иногда почву возле фундамента утепляют, не позволяя влаге превратиться в лед. Из дорогостоящих способов существует специальная дренажная система, способная отводить большое количество воды от почвы, которая контактирует с фундаментом.

Нередки случаи, когда почва совсем не подходит для возведения фундамента и строительства вообще. В этом случае роют котлован и засыпают его грунтом, подходящим для возведения фундамента и гаража.


Важен тип грунта

Определить, какой именно грунт на участке строительства преобладает, не всегда удается правильно, особенно неспециалисту в этой области. Для точного и правильного выбора типа фундамента прибегают к услугам людей, разбирающихся в видах почвы. От правильного определения и выбора фундамента зависит судьба и срок службы постройки, не стоит пренебрегать этими исследованиями: кажущаяся экономия может обернуться большими тратами в будущем.

Глубина гаражного фундамента

Только почва и ее тип регулируют глубину фундамента. При любых условиях нижняя часть основания должна быть ниже уровня промерзания почвы. При возведении фундамента для гаража своими руками это правило заучивают как закон. Еще надо запомнить, что к глубине фундамента, который планируется заливать бетоном, прибавляют такую же глубину для подушки из песка и гравия.

Для определения величины, на которую необходимо углубляться ниже черты промерзания, применяют простое вычисление: к этому уровню прибавляют 20%. Например, если уровень промерзания почвы составляет 1 метр, то глубина бетонного основания будет не менее, чем 1,20 м.

Ширина основания

Эта величина не может быть уже стены строения. Основными факторами в расчетах ширины фундамента, является общий вес конструкции и свойства почвы. В конечном итоге от ширины фундамента напрямую зависит площадь опоры всего строения на грунт, а это первостепенный фактор, который нужно правильно рассчитывать.

В данном случае принцип «чем шире – тем лучше» частично справедлив. Тем более, что при расчетах учитывают и сезонные нагрузки, которые изменяются, и иногда довольно в приличных пределах. Это величина снежного покрова, которая в некоторых регионах страны бывает не просто большой, а огромной. Если крыша гаража будет односкатной или иметь другой профиль, отличный от горизонтального, фундамент будет испытывать и ветровые нагрузки.

Кроме фундамента, продумать следует множество моментов: материал, из которого будет выполнена постройка, способ или отопления гаража при необходимости. Также на выбор основания будет влиять местоположение гаража, ведь в том случае, если он имеет одну общую стену с домом или другой постройкой, тип фундамента может поменяться.

Сделать фундамент под гараж собственными силами – посильная задача. Важно предварительно подготовить не только необходимый инструмент и оборудование, но и пройти теоретическую подготовку. Большая масса печатных изданий и публикаций в сети посвящены самостоятельному устройству фундаментов под дом или гараж. Они содержат необходимые формулы и онлайн калькуляторы. Однако опыт и умение купить невозможно. Если нет уверенности, что стройка будет выполнена качественно от начала и до конца, тогда стоит доверить весь процесс бригаде специалистов. Это даст в дальнейшем гарантию того, что и автомобиль, и его хозяин проведут долгие годы в уютном и прочном гараже, которому не страшны внешние воздействия.

Удачного вам строительства!

Надежность и устойчивость любой постройки зависит от качества фундамента, на котором он возведена. Чем крепче и качественней залит фундамент, тем равномернее распределяется нагрузка. При постройке гаража фундамент не только укрепляет конструкцию, но и изолирует помещение от сырости, перекрывая доступ к земле. Давайте разберемся, в чем плюсы и минусы такого подхода, и как залить фундамент под гараж своими руками.

Перед началом постройки хозяину гаража необходимо определиться с видом конструкции, которую он хочет возвести.

В зависимости от решения, потребуется учитывать ряд нюансов, характерных для каждого отдельного вида:

  1. Гараж-ракушка. Дешевый и простой вариант гаража. Для его установки не требуется специальной подготовки основания. Конструкция представляет собой металлический бокс, разделенный на две части. Одна стационарная, неподвижная, другая откидная, выполняющая роль ворот.
  2. Металлическая коробка. Еще один дешевый вариант гаража, по надежности немного превосходящий гараж-ракушку. В большинстве случаев возводится без заливки фундамента, и единственным достоинством такой конструкции, помимо цены, считается возможность переноса постройки с одного места на другое, при возникновении необходимости.
  3. Капитальная конструкция. Самая дорогая и надежная разновидность гаража, которая возводится из прочных материалов, на специально подготовленном основании. Такой гараж оборудуется ямой и прочими элементами, облегчающими хранение и обслуживание автомобиля.

Непосредственное влияние грунтов

При возведении фундамента под постройку обращайте внимание на тип почв, ложащийся в его основание. Это необходимо для обеспечения надежности и долговечности конструкции. Давайте разберем влияние каждого грунта подробнее:

  1. Глиняные грунты.

Плохой выбор для постройки. Все дело в том, что глина удерживает и накапливает влагу, а при наступлении холодов вода замерзает и расширяется. Такой эффект оказывает колоссальное давление на основание здания и способствует его разрушению.

  1. Слабые грунты.

К ним относятся песчаные, супесчаные и суглинистые почвы. Сооружая на них фундамент, строители предварительно укрепляют почву, трамбуя и уплотняя ее посредством виброплиты, пневматических трамбовок или кулачковых катков.

  1. Средние грунты.

Обладают достаточной плотностью, способной выдержать вес конструкции с основанием, без предварительного уплотнения.

  1. Скальные поверхности.

Лучший выбор для возведения любого здания, позволяющий не беспокоиться о просадке фундамента.

Обратите внимание! Если у вас нет выбора, и возводить постройку приходится на «плохом» участке, выкопайте яму под основание глубже положенного и засыпьте ее оптимальным видом грунта. Не забудьте хорошенько утрамбовать его.

Рассчитываем ширину и глубину

Перед возведением будущего строения требуется провести расчеты для определения его габаритов. Глубина фундамента рассчитывается, исходя из степени промерзания почвы и уровня залегания грунтовых вод. В зависимости от этих показателей получается следующая глубина заливки:

  1. 40 сантиметров – минимальное значение, на которое нужно опускать грунт. Такой вариант выбирается при слабом промерзании почвы и большой глубине залегания грунтовых вод.
  2. Для почв со средними показателями промерзания и залегания грунтовых вод глубина заливки составляет 80 сантиметров.
  3. Болотистые, глинистые или суглинистые почвы требуют от строителей заливки фундамента на глубину от 1 до 1,5 метра.

Существует универсальная формула, которой пользуются строители при определении глубины заливки. Берется глубина промерзания почвы в месте строительства и к ней прибавляется 20 % от первоначальной величины. Такой подход позволит возвести прочное и надежное основание для гаража. Если гараж делается с ямой или подвалом , учитывайте их глубину при заливке.

Ширина рассчитывается на основании предполагаемой толщины стенок гаража. Например, толщина кирпичной кладки равна 12 сантиметрам. Расчет производится следующим образом:

2,5х2 + 3,6 + 12 = 20,6 сантиметров, где:

  • 12 – ширина кирпича;
  • 3,6 – 30 % от ширины кирпича;
  • 2,5 – толщина доски, используемой для возведения опалубки.

Подготавливаем материалы и инструменты

Итак, все расчеты проведены, пора подготавливать инструменты и материалы для строительства. Из материалов нам потребуется:

  • песок;
  • щебенка;
  • вода;
  • гравий;
  • цемент;
  • доски для опалубки;
  • металлическая арматура.

Инструменты для работы:

  • бетономешалка;
  • тачка;
  • лопата;
  • уровень;
  • рулетка;
  • ведро;
  • моток веревки;
  • молоток.

Обратите внимание! В зависимости от типа фундамента, список материалов и инструментов может корректироваться.

Какую арматуру использовать для фундамента гаража

Существует множество вариантов армирования фундамента, и на то, какой вариант лучше выбрать, влияют следующие факторы:

  • тип грунта;
  • масса и размеры конструкции;
  • тип заливаемого основания.

Базовыми показателями считаются:

  • для нормального грунта – толщина арматуры – 1-1,2 сантиметра;
  • для сложных, нестабильных поверхностей – арматура толщиной 1,4-1,6 сантиметра;
  • при возведении ленточного фундамента подойдут пруты толщиной не менее 1,2 сантиметра;
  • для столбчатого фундамента – 1 сантиметр.

Выбираем оптимальный фундамент

Для возведения прочного и надежного сооружения недостаточно просто залить основание и поставить на него гараж из кирпича . Нужно определиться с оптимальной разновидностью фундамента, подходящей для окружающей почвы. Фундаменты бывают:

  • столбчатые;
  • ленточные;
  • свайные;
  • бутобетонные;
  • плавающие;
  • из пеноблоков;
  • из плит.

Каждая разновидность имеет свои сильные и слабые стороны, о которых мы поговорим подробнее.

Столбчатый

Универсальный вариант, подходящий для любой поверхности. Выбирая столбчатый фундамент, вы получаете следующие преимущества:

  • благодаря максимальной глубине установки столбов, равной 3,5 метра, основание не трескается и не перекашивается даже на глинистых почвах;
  • срок службы выше среднего;
  • снижение затрат на возведение, по сравнению с другими видами;
  • в гараже, возведенном на столбчатом фундаменте, нельзя выкопать подвал или яму.

Ленточный

Распространенный вариант заливки, применяемый в большинстве строительных проектов. Положительные стороны ленточной заливки:

  • хорошие несущие качества конструкции;
  • невысокие затраты на возведение;
  • высокая вариативность, позволяющая, в зависимости от ситуации, выбирать варианты разной сложности реализации;
  • в гараже с ленточным основанием имеется возможность организации подвала или смотровой ямы.
  • процесс возведения трудоемкий, и отнимает много времени;
  • плохо подходит для нестабильных, слабых грунтов.

Свайный

Возведение свайного фундамента позволяет получить преимущество по следующим пунктам:

  • надежность строения;
  • низкая трудоемкость процесса, по сравнению с другими вариантами;
  • работы по возведению выполняются быстро, особенно при использовании винтовых, металлических свай;
  • существенно снижает стоимость строительства. Эффект особенно заметен при постройке гаража на болотистых почвах;
  • универсальность.

Недостатки:

  • во время строительства требуется выполнять сложные расчёты, которые не желательно делать самостоятельно при отсутствии опыта и знаний;
  • невозможность оборудовать помещение подвалом или ямой;
  • скальные грунты не подходят для данной технологии строительства.

Бутобетонный

По устройству напоминает ленточную конструкцию, но по техническим характеристикам значительно отличается от нее. При возведении бутобетонного основания вы получаете:

  • экономия денег до 30 % по отношению к конструкциям из железобетона;
  • по показателям надежности и долговечности не уступает другим способам установки фундамента;
  • подходит для возведения во всех климатических зонах, так как заморозка и разморозка грунта не оказывают на него отрицательного эффекта.
  • сложно подобрать оптимальный материал для наполнения. Для этого требуется консультация специалистов;
  • обработка и укладка материала требует от строителя определенных навыков. Желательно не возводить основание из бутобетона самостоятельно, а доверить работу каменщику;
  • не подходит для нестабильных почв, плывущих при чрезмерной влажности.

Плавающий

Плавающий фундамент – монолитная конструкция, свойства которой позволяют обеспечить надежную опору для здания даже на подвижной, плавающей почве. Перепады в высоте либо гасятся, либо фундамент слегка подстраивается под сдвиг почвы, что предотвращает его разрушение.

Плюсы плавающего основания для постройки гаража:

  • легко возводится;
  • подстраивается под любые поверхности;
  • предотвращает проникновение насекомых и мелких животных в помещение;
  • помещение будет сухим даже при высоком залегании грунтовых вод под постройкой;
  • дает возможность встроить в пол систему отопления, повысив комфортабельность помещения.

Недостатки:

  • придется забыть о погребе или смотровой яме;
  • большие затраты на приобретение бетона и его армирование.

Из пеноблока

При строительстве блочного основания готовьтесь к следующим недостаткам:

  • хрупкость материала;
  • сильно впитывает влагу.
  • быстрое возведение;
  • легкость в обработке материала не требует от строителей наличия специального инструмента или навыков;
  • материал не подвержен гниению;
  • не горит;
  • со временем прочность материала не уменьшается, а наоборот, увеличивается.

Плитный

Основание, возведенное при помощи дорожных плит, обладает следующими преимуществами:

  • скорость постройки;
  • низкая цена работ;
  • конструкция получается прочной;
  • для проведения строительных работ не требуется особых навыков.
  • для проведения работ придется использовать подъемный кран;
  • масса возводимого на подобном основании сооружения ограничена;
  • придется обойтись без смотровой ямы и подвала;
  • проблематично определить качество используемых плит.

Как сделать поэтапно своими руками

Технология строительства для каждого вида основания будет существенно отличаться. Ниже мы подробно рассмотрим возведение ленточного типа фундамента и в общих чертах пройдемся по остальным вариантам.

Ленточный фундамент возводится следующим образом:

  • проводится разметка;
  • возводится опалубка;
  • осуществляется гидроизоляция основания;
  • заливается бетон.

Правила разметки

Правильно и четко разметить фундамент для гаража – дело не простое, и требует оно, как минимум, наличия напарника, для проведения точных расчетов. Технология разметки для внешней и внутренней границы фундамента отличается, и ее подробности можно уточнить у специалистов.

При осуществлении разметки не забывайте про следующие правила:

  1. Во время проведения земельных работ цельность вашего размеченного участка фундамента может быть нарушена, и вам придется вносить корректировки.
  2. Сложные конструкции состоят из простых частей, которые в дальнейшем соединяют в один контур. Это облегчит и ускорит работы по разметке.

Для проведения разметочных работ потребуется:

  • рулетка;
  • деревянные или металлические колышки;
  • прочный шнур;
  • уровень, желательно водяной.

Делаем опалубку

Опалубка устанавливается на дно выкопанной под основание гаража траншеи. В качестве материала для опалубки используется:

  • деревянная доска или лист ДСП – ширина не более 2 сантиметров;
  • брус 40х40.

Алгоритм возведения и заливки опалубки:

  • вбиваем брус через равные промежутки, расстояние между которыми составляет 40 сантиметров;
  • на брус нашивается доска или ДСП;
  • для увеличения прочности верхняя часть опалубки усиливается при помощи распорок;
  • заливается опалубка или за один раз, или постепенно, слой за слоем;
  • для предотвращения образования воздушных полостей в бетонной массе после заливки его протыкают в нескольких местах прутом.

Обратите внимание! Опалубка бывает съемной и не съемной.

Заливаем бетоном

Чтобы правильно залить опалубку под основание гаража, следуйте следующей инструкции:

  1. Замешиваем бетон, исходя из пропорции 1 лопата цемента, 4 лопаты щебня и 3 лопаты песка.
  2. Бетон делается средней вязкости.
  3. Желательно заливать фундамент за 1 рабочий день. В таком случае основание получится монолитным и более прочным.
  4. Опалубка не снимается в течение 7 дней после заливки, пока бетон не затвердеет. После ему надо дать еще 3 дня на дополнительную просушку.

Гидроизоляция

Выполняется из следующих материалов:

  • рубероид, гидробарьеры, ленточные уплотнители;
  • герметик;
  • гидрофобные материалы;
  • мастика;
  • лакокрасочные продукты, в состав которых входят полимерные соединения.

Гидроизоляция бывает:

  • вертикальной;
  • горизонтальной.

Вертикальная применяется в помещениях без ямы и гаража, как более легкий вариант защиты. В гаражах со смотровой ямой желательно осуществлять горизонтальную гидроизоляцию .

Закладка основания из других материалов

Закладка основания гаража из других материалов подразумевает наличие специфических знаний или оборудования. Ее не рекомендуется осуществлять без контроля специалистов.

В качестве примера альтернативных материалов может послужить:

  • использование дорожных плит. Тут вам потребуются услуги крановщика и специальная техника;
  • из шин различной крупногабаритной техники и самолетов. Подойдет только для легких строений;
  • при помощи шпал.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются

Главная проблема, с которой сталкиваются строители, – оборудование помещения смотровой ямой. После ее установки в помещении будет образовываться конденсат и накапливаться сырость. Причиной такому явлению служит перепад температур.

Чтобы избежать появления сырости и плесени, выносите яму за пределы гаража или оборудуйте ее плотной крышкой, которую можно снять при необходимости. В остальном, сделанный правильно, с соблюдением всех технологий, фундамент не должен доставлять хозяину какие-либо неприятности.

Правильно сделанный фундамент под гараж гарантирует длительную и безаварийную эксплуатацию постройки, в которой хранится машина. Залить основание для автодома несложно своими руками, зная технологию выполнения такого мероприятия.

Построить по-настоящему надежный гараж можно исключительно на прочном основании, обустроенном на участке земли, который отвечает определенным требованиям. Перед заливкой фундамента по этой причине нужно проводить геологические изыскания грунта, где будет стоять ваш автодом. Такие исследования предоставят информацию о составе земли и подстилающих пластов, а также о грунтовых водах на участке.

Без этих данных вам будет сложно определиться с типом фундамента (столбчатый, ленточный) и его глубиной. Если исследования покажут, что для возведения гаража выбран участок, где грунт практически не впитывает воду, либо земля перенасыщена влагой, основание под гараж вам придется сделать с хорошей дренажной системой. Ее отсутствие на подобных почвах приводит к тому, что зимой вода, имеющаяся в земле, будет замерзать и расширяться, а с приходом тепла оттаивать.

Участок для возведения гаража

В результате фундамент станет испытывать серьезные нагрузки, которые вполне могут привести к деформированию и самого основания, и автодома, стоящего на нем. От вида почвы зависит и глубина фундамента. У специалистов существуют специальные формулы, позволяющие рассчитывать до сантиметра требуемый уровень заглубления основания под гараж. Если же вы решили сделать фундамент под гараж своими руками, обратите внимание на следующие советы профессионалов:

  • На скальном грунте разрешается возводить основание под автодом без рытья траншеи. Только не забудьте тщательно выровнять участок земли.
  • На глинистых и гравийных почвах глубину основания берут обычно более двух метров. Она должна находиться на уровне, который будет ниже глубины промерзания грунта.
  • На песчаных почвах достаточно вырыть траншею около 60–70 см глубины. В некоторых случаях можно обойтись и 40 см.

Обратите внимание – на торфяниках строить фундамент нельзя. Если нет иного выхода, нужно выбрать весь слой торфа до минеральной основы грунта, а затем заполнить получившуюся яму смесью песка с гравием.

Теоретически основание под дом для авто может быть любым. Но своими руками проще всего сделать ленточный фундамент. Такое мероприятие не требует больших затрат физических сил и применения тяжелой специальной техники. Чаще всего владельцы транспортных средств решают обустраивать монолитное ленточное основание, которое характеризуется минимальными земельными работами.

Еще один достаточно легкий в исполнении тип фундамента – бутобетонный. По сути, он является одним из вариантов ленточного. Чтобы его сделать, вам потребуется запастись бутовым камнем и цементом. Технология обустройства этих фундаментов практически идентична (о ней мы расскажем далее).

Бутобетонный фундамент

Также можно залить плавающий фундамент под гараж своими руками. Он рекомендован для случаев, когда строение для хранения автомобиля возводится на неустойчивых почвах. Плавающее основание выдерживает серьезные нагрузки, не боится капризов погоды и колебаний грунта. Но оно требует немного больших финансовых затрат на строительство. Существуют три вида плавающего фундамента: решетчатый (сборный либо монолитный); обычный; монолитный, который по краям армируется металлическими изделиями.

Выбрав тип основания, можно определяться с его геометрическими параметрами. Длина фундамента зависит от габаритов гаража, ширина – от массивности автодома (обычно она берется на уровне 0,4–0,5 м), глубина – от характеристик почвы.

После выполнения всех расчетов приступайте к разметке будущего фундамента, земляным работам (требуется вырыть траншею заданных размеров, насыпать на ее дно слой щебня и песка и хорошо утрамбовать), установке опалубки и заливке основания под гараж.

Под опалубкой понимают короб, который изготавливают для того, чтобы залить его бетонной смесью. Состоит такая конструкция из щитов (сделать их можно практически из любой древесины, пенополистирола или из бетона), подгоняемых друг к другу максимально плотно. Доски короба должны монтироваться прочно и ровно, поэтому на этом этапе работ вам не обойтись без . Укрепить конструкцию в случае необходимости можно деревянными подпорками.

Опалубка бывает несъемной и съемной. В первом случае короб, изготовленный из пенополистирольных плит либо бетона, остается в фундаменте после заливки бетонной смеси. Сделать такую опалубку самостоятельно достаточно сложно. Намного проще и быстрее собрать съемную конструкцию и поместить ее в траншею для фундамента.

Короб из пенополистирольных плит

После этого нужно сделать «сетку» из 1–1,2-сантиметровых по толщине металлических стержней:

  • положить два длинных прутка на 5 см выше дна траншеи;
  • поперек этих длинных стержней положить прутки меньшей протяженности (дистанция между отдельными изделиями – примерно 0,5 м);
  • в места пересечения прутков установить вертикальные стержни и соединить (используя сварочный аппарат либо прочную стальную проволоку) все изделия в единую конструкцию;
  • затем через каждые 0,25–0,3 м следует приварить (зафиксировать проволокой) следующие стержни (короткие) к вертикальным прутьям.

После всех указанных мероприятий у вас получится ровная и прочная армирующая «сетка».

Теперь можно приступать непосредственно к заливке основания под автодом. Сделать это можно по двум технологиям – подавать бетонную смесь в траншею частями либо сразу весь объем. Специалисты советуют выполнять такое мероприятие по второй схеме. Вам нужно заливать бетон за один раз, тогда вероятность образования стыковочных швов сводится к нулю.

Сразу же заметим, что самостоятельно залить ленточный фундамент за один раз нереально. Необходимо заручиться поддержкой нескольких помощников. Втроем вы легко справитесь с поставленной задачей. Если используется технология заливки по частям, подавайте смесь слоями не более 15 см. При этом каждый слой требуется тщательно утрамбовывать, используя подручные приспособления либо профессиональный бетонный вибратор.

Профессиональный бетонный вибратор

После заливки полученное сооружение следует выдержать дней 10. А затем изолировать ленточный фундамент от воды и утеплить его (если есть такая необходимость). В качестве гидроизолятора лучше всего применять битумную мастику. Ею нужно промазать стенки основания снаружи и приклеить к ним рубероид.

Снизить затраты на изоляцию позволяет простая методика. Вместо мастики вы можете засыпать в пазухи основания обычную глину и утрамбовать ее. Желательно дополнительно установить на рубероид дренажную мембрану или современный геотекстиль. В этом случае гидроизоляция гаража будет по-настоящему идеальной.

Аналогично заливается ленточный бутобетонный фундамент:

  1. Размечаете участок.
  2. Копаете траншею.
  3. Насыпаете в ров щебень и , трамбуете смесь.
  4. Укладываете на дно бутовый камень.
  5. Смешиваете два ведра цемента с ведром цемента.
  6. Заливаете полученной цементно-песчаной смесью первый ряд бутобетонного основания.
  7. Снова укладываете камень и поливаете его раствором.
  8. Повторяете процедуру до того, как последний слой смеси не выйдет на край рва.

Бутобетонное основание гидроизолируют по описанной выше методике.

Для возведения гаража чаще всего используются блоки из шлако- или пенобетона: легкие, долговечные, сохраняющие тепло, но нуждающиеся в устойчивом основании. Надежный фундамент требуется даже при сборке стен из металлических или каркасных щитов: он позволяет в любое время сменить материал и защищает внутренне пространство и автомобиль от влаги. В частном строительстве обычно останавливаются на мелкозаглубленной плите или ленте из ж/б. Небольшие размеры и простота технологии позволяют залить фундамент под гараж своими силами, экономия в этом случае составляет свыше 30 %. Конструкция совмещает два противоречивых требования: возвышение на 20 см над землей и удобный въезд, организация уклона неизбежна. Все остальные нюансы указаны в данном пошаговом руководстве.

Выбор типа основания для гаража из блоков

Основными критериями являются: тип грунта, высота подъема паводков весной, этажность, потребность в подпольном помещении. Для гаража одинаково хорошо подходят ленточный, плитный, свайно-ростверковый типы, изменяется лишь глубина основания фундамента. Предпочтение отдается первым двум вариантам: армированной ленте или плите. С целью исключения ошибки при выборе высоты конструкции нужно сделать анализ грунта, заключающийся в отборе проб из скважин и определении уровня поднятия подземных вод и глубины промерзания.

Результаты оценки используются с учетом инструкций, приведенных в таблице:

При игнорировании анализа грунта ленточный фундамент под гараж закладывается на глубину не менее 1 м с шириной монолита в 40 см. В остальных случаях параметры определяет расчет: общие весовые нагрузки делятся на несущие способности почвы. Полученное значение является минимально допустимым, обычно ширина стен основания гаража незначительно превышает размеры блоков. Стандартная глубина траншеи под фундамент – на 20% больше. В идеале для земляных работ привлекается эскалатор (стены получаются ровнее, земля меньше осыпается, процесс проходит быстро), но большинство владельцев в целях экономии выполняют их самостоятельно.

Что нужно сделать для закладки подпольного пространства?

Организация смотровой ямы в будущем гараже допускается при уровне грунтовых вод не выше 2,5 м, в противном случае она возможна лишь при установке дренажной системы. Но последняя будет бессмысленной при постоянном подтапливании (не защитит детали от испарений и коррозии), как следствие, на таких участках от закладки подпольного пространства отказываются. По понятным причинам смотровая яма невозможна при возведении плитного основания.

Существует ограничение в размерах: ее закладывают в гаражах с площадью, превышающей габариты транспортного средства как минимум вдвое, держать автомобиль над ямой постоянно не рекомендуется даже при условии ее надежной гидроизоляции. Погреб выкапывают на этапе основных земных работ, стандартная глубина составляет 2 м. После чего этот участок ограждается отдельно, к защите от влаги и отделке приступают по окончании бетонирования фундамента гаража. Минимальная гидроизоляция смотровой ямы включает засыпку песчано-гравийного основания, заливку битумом или, как вариант, расстилание рубероида.

Пошаговая инструкция: как построить фундамент ленточного типа

1. Оценка состояния грунта, выбор типа основания.

2. Подготовка простейшего чертежа, расчет и закупка стройматериалов с учетом длины, ширины и глубины заложения ленты, расчистка участка.

3. Разметка постройки: с обязательной проверкой углов и отклонений по диагонали (не более 20-30 мм). Для ограничения внешнего и внутреннего периметров будущего гаража из пеноблоков используются веревки и колья.

4. Копка траншеи и смотровой ямы. Для предотвращения осыпания земли в процессе бетонирования предусматривается запас (10 см по бокам).

6. Монтаж опалубки – деревянных щитов или несъемной (пенополистирол, ППСБ, арболит), к преимуществам последней относят дополнительную функцию утепления.

7. Вязка арматурного каркаса с обязательным отступом от краев на 5 см и шагом в 10-20 см. Чтобы фундамент для гаража прослужил долго, используются металлические прутья с сечением не менее 10-12 мм, игнорировать этот этап или заменять сталь пластиком не рекомендуется.

8. Замес или заливка готового бетона. Оптимальные пропорции при применении портландцемента М400 – 1:3:4 (цемент, песок, щебень, соответственно), для снижения доли воды на 1 м 3 раствора советуют добавить 75 г пластификатора. Бетон распределяют послойно, через каждые 20 см его трамбуют. Самому правильно залить фундамент (цельным монолитом в один день, без высыхания промежуточных слоев) сложно, на данном этапе нужны силы как минимум 2 человек.

9. Затвердевание бетона в опалубке (минимум 1 неделя) и еще 3 после снятия. Гидроизоляция фундамента обмазочными и рулонными стройматериалами.

10. Обустройство смотровой ямы (при наличии).

Данная инструкция подходит для возведения фундамента под гараж своими руками из бутового камня или готовых заводских блоков, к преимуществам последнего варианта относят хорошее качество бетона. Изделия укладывают по шахматной схеме с обязательным армированием рядов и смещением швов, для приготовления кладочного раствора используется только свежий цемент высшей марки. Но следует учесть, что монтаж тяжелых фундаментных блоков подразумевает задействование подъемной техники и увеличивает бюджет, из бутового камня сделать основание проще.

Для усиления защиты от влаги и потерь тепла проводится внешняя декоративная отделка выступающей части фундамента плиткой или штукатуркой. Технология исключает прерывание ленты или ростверка, что подразумевает возведения гаража с небольшим уклоном (около 15-25°). Рекомендуемая ширина пандуса – на 30 см больше ворот, длина – 5 м. Используется либо бетон с дополнительным армированием при превышении толщины слоя свыше 50 мм, либо асфальт. При выборе раствора залить пандус советуют в один прием, после затвердевания неровности снимаются шлифовальной машиной, для исключения скольжения шин поверхность покрывается битумными составами или сверху закладываются металлические полоски.

Советы, нюансы технологии

Существуют способы уплотнения грунта и усиления защиты основания гаража из шлакоблока от морозного пучения, в частности, недопущения образования замерзания льда вокруг ленточного монолита. К таким относят:

  • Укладку дренажных труб по периметру фундамента: на расстоянии около 50 см от стен и уровня земли, обмотанных геотекстилем, с обязательным незначительным уклоном.
  • Использование утепляющей несъемной опалубки (способ, рекомендуемый в первую очередь для пристраиваемых гаражей или рассчитанных на постоянное пребывание внутри).
  • Увеличение площади опоры основания. В этом случае необходимо сделать более широкую и глубокую траншею и залить ее дно тощим бетоном. Полученная стяжка снизит нагрузку.
  • Усиление ленточного монолита свайными опорами при строительстве гаража на склоне или неровных участках.
  • Утепление вертикальных стен конструкции пенополистиролом.
  • Обустройство отмостки, засыпка полученного фундамента не выбранным ранее грунтом, а смесью песка и щебня.

Вышеперечисленные способы не входят в стандартную схему действий при возведении фундамента гаража из пеноблоков своими руками и в той или иной степени увеличивают затраты, но они помогают снизить нагрузки и продлить срок службы конструкции. Крайней мерой считается полная замена почвы под основанием, ее используют при строительстве на торфяниках. К кладке стеновых блоков приступают не ранее, чем через месяц, важно рассчитать сроки правильно.

Задумав построить бокс для личного автомобиля, первое, что необходимо решить, каким будет фундамент для гаража. Выбор основы под строение во многом зависит от функционала: будет ли в гараже смотровая яма или подвал?

Планируется ли надстройка второго этажа? Из какого материала будут стены бокса: пена или газоблоки, кирпич или каркасная обшивка. Рассмотрим варианты устройства основания в зависимости от конструктива строения и особенностей грунта.

Виды фундаментов для устройства гаража

Любой вид фундамента, подходящий для легкой постройки, подойдет для одноэтажного гаража. Устройство основы возможно:


Особенностей строительства гаража без технической ямы собственно нет. Строится обычное легкое здание на подходящей для почвы типом основы. Разберем особенности устройства фундамента под гараж с подвалом. Такая возможность есть при строительстве заглубленного ленточного основания или монолитной плиты.

Лента заглубленная

Ленточный фундамент для гаража с погребом на данный момент – самое распространенное устройство основы. Можно залить монолитную ленту или собрать из ЖБИ блоков.

Самый экономичный вариант – забутовка траншеи.

При устройстве стен из блоков понадобится тяжелая специальная техника для установки их в траншею.

Своими силами можно выполнить работы с помощью заливки бетонного раствора различной степени плотности.

Итак, перед заливкой в траншею, необходимо выполнить следующие виды работ:


Необходимо подготовить площадку для отвала извлеченного грунта на расстоянии не менее 1,5 м от края котловина. Верхний плодородный слой почвы снять и переместить в сад или огород.

Время полного застывания бетонной смеси 28 дней. После этого следует снять опалубку и обработать стены рубероидом на мастике.


Для гаража лучше залить ребристую плиту

Специфика закладки монолитной плавающей основы схожа с процессом устройства заглубленной ленты.

Разница в том, что плита устраивается меньшей высоты, около 20 см и одновременно выполняет роль пола.

В случае с гаражом имеет смысл залить плиту ребристого типа, в которой ребра буду выполнять функцию стен. Котлован при этом роют на глубину ниже уровня промерзания.

Глубина промерзания грунта по СНиП, м*

Географическая область суглинки и глины песок мелкий, супесь песок крупный, гравелистый
Архангельская 1,56 1,90 2,04
Вологодская 1,43 1,74 1,86
Свердловская 1,57 1,91 2,04
Курская 1,06 1,29 1,38
Московская 1,10 1,34 1,44
Нижегородская 1,45 1,76 1,89
Новосибирская 1,83 2,23 2,39
Пермская 1,59 1,93 2,07
Ростовская 0,66 0,80 0,86
Самарская 1,54 1,88 2,01
Ленинградская 0,98 1,20 1,28
Саратовская 1,19 1,44 1,55
Тюменская 1,73 2,10 2,25
Челябинская 1,73 2,11 2,26

* значение усреднено.

Бетонный фундамент для гаража по монолитной технологии – лучший вариант для строительства на неспокойных грунтах.

Чтобы повысить уровень комфорта и срок службы, под монолитную плиту можно проложить теплоизоляцию.

В данном случае подойдет не любой материал. Основные условия при выборе:

  • долгий срок гарантийной эксплуатации. Заменять утеплитель даже раз в несколько лет будет проблематично и весьма затратно;
  • влагоустойчивость, чтобы вода не разрушила структура материала и не снизила рабочие свойства.

Для прокладки слоя утепления фундамента могут быть использованы различные материалы. Хорошим вариантом будет отсыпать слоем керамзита. Также могут быть использованы пенопласт, пенополистирол, минеральная вата или материалы напыления.

Укладка термоизоляции происходит на песчаную подушку и значительно увеличивает срок службы основания.

Гараж на столбах, сваях или мелкозаглубленной ленте

Эти типы основания предполагают отсутствие подвала.

В целях экономии или в условиях нехватки времени можно устроить столбчатый фундамент под гараж, вкрутить сваи или залить мелкую ленту с одной нитью армации.

Работы не требуют особой квалификации или большой бригады. Любое устройство можно осилить вдвоем:

  1. Столбы размещают в точках наибольшей нагрузки, изготавливают из кирпича, ЖБИ или заливают в опалубку. В основании устраивается песчаная подушка и гидроизоляция.
  2. Сваи покупают с литым буром, вкручивают, затем полость внутри трубы заливают бетонным раствором.
  3. Мелкозаглубленная лента делается, как и заглубленная. В данном случае отличие состоит в количестве армирования и глубине траншеи.

При выборе фундамента не стоит опираться лишь на данные по материальным затратам. Для принятия верного решения следует понять на каком типе почвы будет проходить строительство, как глубоко залегают грунтовые воды, а также оценить рельеф местности. О том, как сделать свайный фундамент для гаража, смотрите в этом видео:

Пучинистые почвы не любят легких строений на глубокозаглубленных лентах. Определившись с типом грунта, рассмотрите ландшафт. При больших перепадах высот участка строительства фундамент необходимо делать либо свайным, либо комбинировать разные типы основ.

Для сохранности и увеличения срока службы любого фундамента необходимо устроить на здании желоба водоотводов, а нижнюю часть защитить опалубкой.