Штукатурка

Водяной нож скачать fb2. Паоло Бачигалупи «Водяной нож Пустые колодцы Америки

Водяной нож скачать fb2. Паоло Бачигалупи «Водяной нож Пустые колодцы Америки

Анна Бокий

Не мог я пройти мимо этого романа. Если не как фанат автора (да, каюсь первый раз его произведение читаю. До этого с ним знаком не был), то как работник организации, которая осуществляет подачу воды населению. Первое конечно что привлекло внимание, так это аннотация. Несмотря на то, что эта проблема кажется фантастической (как это, в городе или в стране может быть дефицит с водой), на самом деле это уже не столь отдаленная реальность. С которой если не нам, то нашим детям придется столкнуться. О том что, проблема реальна, можно не сомневаться. Достаточно вспомнить события в городе Владивостоке. Которые не так давно в принципе были. Это так к слову пришлось о реалистичности. В остальном же, я рад что в очередной раз не ошибся с автором. Мне понравился его стиль изложение. Особенно порадовал, необычностью спикуляций на воде. Это было здорово. Хоть автор на грандмастера не тянет, но свой хлеб он ест не зря. Мне понравлось

7 0

Татьяна Агеева

Начну издалека: с обложки и издания в целом. Обложка твёрдая, страницы белые - тут всё в порядке. Но. Есть замечание. И оно относится ко многим купленным книгам. Возможно это я такая невезучая, но чуть ли не каждая вторая книга приходит с дефектом. Иногда страницы чуть подорваны, а бывает, как сейчас, дефект обложки в виде вмятин. Не очень приятно. Перейду к впечатлениям. В целом мне понравилось: живо описанный мир, некоторый "реализм" в плане слов и действий персонажей, водные бюрократические перипетии и в само повествование. Так. А теперь буду ругать. 1) Присутствие спорного главного героя. Их вообще три, и двое - мне, так скажем, вкатили, но есть третий, и вот он ощущается как второстепенный-главный персонаж. Объяснить, пожалуй, не смогу - что-то в моём восприятии. 2) Представьте, вот персонажи находятся в одной локации, и глава закачивается. А в следующей главе персонажи должны оказаться в другой локации, и нам не требуется глава с их туда перемещением. Т.е. сначала одна локация, затем сразу другая. Так вот. Главы с этой самой другой локацией нет. Книга, можно сказать обрывается на главе, превращая концовку не то что бы в недосказанность аля "Ну, тут много чего могло произойти, но основу-то мы вам выдали", а в обрыв. Полагаю, для книги планировалось продолжение, иначе вышло не очень. Если продолжение выйдет (или оно уже есть), то неплохо, а если его не будет, и это - законченное произведение, печально. По факту, произведение - обычная развлекательная фантастика, глубины в ней необходимый минимум - ровно столько что-бы это было интересно читать. Книга интересная, ближе к середине она довольно крепко урвала моё внимание. Но вот перечитаете ли вы её? Вряд ли. Уж я точно не стану Вспомните ли вы через пол-года сюжет? Кто знает? Исходя из вышесказанного и складывается моя оценка. Ну и цена, конечно, смешная для подобного издания.

Стр. 1 из 88

© Paolo Bacigalupi, 2014

© Школа перевода В. Баканова, 2014

© Издание на русском языке AST Publishers, 2015

Глава 1

С потом связаны целые истории.

Пот женщины, которая по четырнадцать часов, не разгибаясь, работает под палящим солнцем на луковом поле, отличается от пота мужчины, молящегося Санта-Муэрте, чтобы federales на КПП не были подкуплены его врагами. Пот десятилетнего мальчика, который смотрит в дуло пистолета, отличается от пота женщины, которая ковыляет по пустыне и молит Святую Деву, чтобы тайник с водой оказался именно в месте, обозначенном на карте.

Пот – это сжатая история тела. Пот выступает на лбу, оставляет соленые пятна на рубашке. Пот расскажет тебе все о том, как человек оказался в нужном месте в неподходящее время, и о том, проживет ли он еще день.

Анхелю Веласкесу, который сидел высоко над центральной скважиной Кипарис-1 и наблюдал за тем, как Чарльз Брекстон топает по Тропе каскадов, пот на лбу адвоката говорил, что некоторые люди слишком много о себе воображают.

Брекстон мог сколько угодно расхаживать по офису и орать на секретарш, сколько угодно мог красться по залу суда, словно маньяк с топором, подстерегающий новую жертву, – но по большому счету он был под каблуком у Кэтрин Кейс. А если Кэтрин Кейс приказывает что-то сделать быстро, то ты, pendejo , не просто бежишь, а бежишь до тех пор, пока у тебя сердце не останавливается.

Брекстон нагибался, проходя под папоротниками, ковылял мимо ползучих стеблей баньяна по отлогой тропе, петлявшей вокруг скважины. Он протискивался через группы туристов, фотографирующихся на фоне водопадов и висячих садов. Он раскраснелся, но все равно упорно шел вперед. Его обгоняли бегуны в коротких шортах и майках; в ушах у них звучала музыка и стук здоровых сердец.

Пот может очень многое рассказать о человеке.

Пот Брекстона означал, что юрист все еще способен испытывать страх. А для Анхеля это означало, что Брекстону по-прежнему можно доверять.

Брекстон заметил, что Анхель сидит на мосту, выгнувшемся над широким стволом скважины. Он устало помахал Анхелю, жестом призывая его спуститься. Улыбаясь, Анхель махнул ему в ответ, притворяясь, что не понимает.

– Спускайся! – крикнул Брекстон.

Анхель снова улыбнулся и помахал рукой.

Адвокат обреченно ссутулился и пошел на штурм последнего подъема.

Анхель облокотился на перила, наслаждаясь видами. Солнечные лучи падали на бамбук и листья дождевого леса, подсвечивали тропических птиц и пускали зайчиков по волнам прудов с карпами.

Люди далеко внизу казались меньше муравьев. Это были вовсе даже не люди, а подобия туристов, местных жителей, работников казино – совсем как на макете Кипариса-1: масштабные модели людей, которые пьют масштабные модели латте на террасах масштабных моделей кафе. Масштабные модели детей гонялись за бабочками на туристских тропах, а масштабные модели взрослых играли в блэк-джек за масштабными моделями столов в глубоких гротах казино.

Задыхаясь, подошел Брекстон.

– Почему ты не спустился? Я же просил.

Он уронил свой чемоданчик на доски настила и прислонился к ограждению.

– Что принес? – спросил Анхель.

– Бумаги, – прохрипел Брекстон и утомленно махнул в сторону чемоданчика. – Карвер-Сити. Только что получили решение суда. Мы их порвали.

Брекстон попытался сказать что-то еще, но не смог. Его лицо отекло и покраснело. Анхель прикинул, будет ли ему жаль адвоката, если у того сейчас случится сердечный приступ.

Впервые Анхель и Брекстон встретились в конторе адвоката, которая находилась в штаб-квартире Управления водных ресурсов Южной Невады. В его кабинете были окна во всю стену, и за ними открывался вид на Карсон-крик, где ловилась рыба на муху. Воды речушки падали каскадами по уровням аркологии туда, где их закачивали обратно наверх через новую очистительную систему. Большой, дорогой вид на радужную форель и водную инфраструктуру – хорошее напоминание о том, почему Брекстон защищает в суде интересы УВРЮН.

В офисе Брекстон помыкал тремя ассистентками – все они по стечению обстоятельств были стройными девушками, недавними выпускницами юридических колледжей. Фирма заманила их обещаниями предоставить постоянное жилье в Кипарисе. С Анхелем же он разговаривал снисходительно, словно тот – очередной питбуль Кэтрин Кейс, которого нужно терпеть до тех пор, пока он убивает других, более крупных псов.

Анхель, со своей стороны, во время встречи пытался понять, как человек вроде Брекстона мог вырасти до таких размеров. Люди за пределами Кипариса не толстели так, как он. За всю свою жизнь Анхель ни разу не видел существа, похожего на Брекстона, и восхищался плотской оболочкой человека, ощущавшего себя в полной безопасности.

Когда их встреча завершилась, Анхель решил, что если Кэтрин Кейс права насчет конца света, то из Брекстона получится хороший обед. Последнее соображение, в свою очередь, помогло ему не убить этого pendejo из «Лиги плюща» за то, что тот морщил нос при виде бандитских татух и шрама от удара ножом, протянувшегося по лицу и шее Анхеля.

«Времена действительно меняются», – подумал Анхель, наблюдая за тем, как с носа Брекстона стекает пот.

– Карвер-Сити проиграл апелляцию, – наконец выдохнул Брекстон. – Судьи собирались вынести решение уже утром, но из-за ошибки в расписании одну и ту же комнату выделили сразу для двух процессов. Решение отложено до конца рабочего дня. Люди Карвер-Сити забегают как сумасшедшие, готовя новую апелляцию. – Он поднял и открыл чемоданчик. – Но они не успеют.

Адвокат протянул Анхелю стопку бумаг с лазерными голограммами.

– Вот судебные постановления. У тебя есть время до завтрашнего утра, когда откроются суды. Как только Карвер-Сити подаст на апелляцию, будет уже совсем другая история. Тогда тебя ждет как минимум гражданская ответственность. Но до завтрашнего утра ты просто защищаешь право граждан великого штата Невада на частную собственность.

Анхель принялся просматривать документы.

– Все, что тебе нужно, – если уладишь сделку сегодня. Если протянешь до завтра, снова начнутся переносы заседаний, судебные препирательства и так далее.

– И тогда получится, что ты зря потел.

Брекстон ткнул толстым пальцем в сторону Анхеля.

– Смотри у меня.

Анхель рассмеялся, услышав эту замаскированную угрозу.

– Прописку я уже получил, cabron . Иди, секретарш своих пугай.

– Хоть ты и любимчик Кейс, я все равно могу испортить тебе жизнь.

Анхель даже не оторвал взгляда от бумаг.

– Хоть ты и пес Кейс, я все равно могу сбросить тебя с этого моста.

Если судить по штампам и печатям, бумаги были в порядке.

– Какой же у тебя компромат на Кейс, что ты такой неуязвимый?

Все-таки иногда редакция находит в себе силы отвлечься от кино, чтобы прочитать книгу-другую. На этот раз наши руки дотянулись до романа Паоло Бачигалупи, и нам почему-то резко захотелось попить водички.

Порой писатель достигает завершенной, точеной формы романа, превращая его в оружие. Все лишнее отбрасывается, а жанровые особенности вдруг перестают быть клеткой и становятся основой убийственного механизма. «Водяной нож » для Паоло Бачигалупи — как раз такой случай. Взяв привычную для него тему апокалипсиса не фантастического, а вполне себе реалистичного (в США недостаток водных ресурсов и идет жестокая битва за воду), он вписал в этот колоритный фон несколько отменных характеров и приправил жесткостью жизни.

Паоло Бачигалупи постоянно берется за экологические катастрофы, но нотка предостережения и демонстрация социальной несправедливости заставляет ощущать эти тексты как поучительные. Здесь же он подключил еще и скупой тон делового цинизма. В высыхающих пустынных городах все одинаково устали — и цепной пес властей, и готовая на все ради материала журналистка, и рвущаяся к лучшей жизни девушка из трущоб. В результате получился почти эталонный, плотный боевик без сантиментов. Ну, из тех, что вы всегда хотите увидеть на экране, но что-то идет не так.

Итак, юго-запад США, недалекое будущее. Пресной воды начинает сильно не хватать, поэтому компании, владеющие реками и прочими водными ресурсами, вступают в жестокую конкуренцию друг с другом и политическими властями. Калифорния жестоко распространяет свое влияние, чтобы захватить контроль над водой реки Колорадо, не гнушаясь подпольными операциями. «Водяная королева Вегаса» Кэтрин Кейс готова вытрясти из людей последние медяки, чтобы сохранить контроль над водой. У нее есть свои корпоративные войска, и им под силам уничтожать целые города, отключая их от воды за неуплату. Жители дрожат, заслышав про приезд «водяных ножей» — корпоративный спецназ, отрезающий воду. Анхель — один из них, верный пес Кэтрин Кейс, прибывающий в обреченные на уничтожения места.

Основным местом действия становится умирающий город Финикс, который пытается и все никак не может поглотить пустыня. Идеальное для неонуара место действия, и герои здесь под стать — хладнокровный убийца Анхель, привязавшаяся к полумертвому городу журналистка и кое-как сводящая концы с концами беженка из Техаса. В мире последней нужно делать все, чтобы выжить, — иначе тебя скормят гиенам главы криминальных банд. Анхель прибывает в город, чтобы разузнать, почему поставленный Кэтрин Кейс агент ведет себя странно. Уж не перекупили ли его другие штаты? То, что казалось простым заданием, очень быстро превращается в жестокую резню. Весьма витиеватым, но тугим образом нити трех героев сплетаются в одну. Бачигалупи тут достиг высшего пилотажа, отбросив все лишнее, но при этом феноменально точно обрисовав характеры. История Анхеля, Люси и Марии — это очень жестоко и очень красиво.

Иллюстрация Майка МакКейна (http://mikebot.net/The-Water-Knife)

Самое большое достоинство «Водяного ножа» — это персонажи и их развитие. Очень четко, экономно и тем не менее убойно Бачигалупи заставляет каждого пройти через точки слома. Мораль «хорошего-плохого» здесь заменена моралью выживания, его герои могут быть добры, но пытки и угрозы заставляют их изменять свое мнение. При этом нет любования чернотой жизни, все остаются увлеченными своими целями людьми. Интересно также, что засуха юго-запада США подается фоном, сопровождающим жизнь героев, частью бизнеса, а не является алармистским флажком. Высокие ставки заставляют героев действовать ожесточенно, отчаянно. Каждого из них Бачигалупи наделил своим убедительным мировоззрением да еще и лихо закрутил сюжетные повороты. Простая и при этом невероятно увлекательная книга, в которой все детали тесно подогнаны друг к другу.

К середине XXI века юго-западные штаты Америки испытывают дефицит воды. Водные ресурсы стали ходовым товаром, государственные чиновники и игроки на биржах вынуждены осваивать новые статьи: параметры потока в кубических футах в секунду, количество снега и отклонения от нормы таяния, глубина и заполненность дамб и резервуаров.

Угроза превращения некогда плодородных земель в пыльную каменистую пустыню вполне реальна.

Калифорния перехватывает инициативу у других штатов, играет против правил, пытаясь монополизировать живительный поток реки Колорадо, подкупая продажных политиков и отрезая от водных артерий поселки и малые города.

А в это время отчаявшиеся внимают проповедникам секты «Веселых Перри», верящим, что бог пошлет им дождь.

Чиновники продолжают плодить тонны бесполезных бумаг.

Бедняки безропотно умирают…

А юная журналистка, описывающая гибель города Финикса, осмеливается заглянуть за кулисы системы распределения воды. Что же принесет ее опасное расследование?

«Ножом воду резать» - значит заниматься заведомо бессмысленным делом: то же самое, что носить воду решетом. Иными словами, мартышкин труд. В романе Паоло Бачигалупи эта метафора приобретает иное, грозное звучание. Автор пишет о глобальной засухе, вызванной необдуманным использованием водных ресурсов, - и это только декорация, на фоне которой разворачивается бесконечная череда человеческих трагедий.

Paolo Bacigalupi
The Water Knife
Роман
Жанр : постапокалиптика, шпионский роман
Год издания на языке оригинала : 2015
Переводчик : М. Головкин
Издательство : АСТ, 2016
448 стр., 4000 экз.
Похоже на :
Джон Уиндем «День триффидов»
Роберт Ладлэм «Идентификация Борна»

Америка на грани гибели. Миллионы беженцев стремятся вырваться из умирающих городов и посёлков: хипстеры и рабочие, благополучные представители среднего класса и криминальные авторитеты, разорившиеся фермеры и вчерашние школьники - все они смешались в пёструю толпу, охваченную паникой. На пути беженцев встают отряды самообороны - такие же перепуганные люди, готовые умирать и убивать за свою землю и воду. Центральное правительство стало фикцией, границы штатов ощетинились колючей проволокой и поблёскивают линзами оптических прицелов, грифы расклёвывают обезвоженные тела висельников. Крупные города - Финикс, Лас-Вегас, Лос-Анджелес - не брезгуют никакими средствами в борьбе за воду: рейдерскими захватами, шантажом, подкупом чиновников, убийствами, пытками. В этой полукриминальной сфере крутятся огромные деньги, на торговле водой строятся финансовые империи. В этом мире нож для воды - предвестник гибели, всадник апокалипсиса, тот, кто приходит во главе команды головорезов, чтобы перекрыть водяную скважину, взорвать насосную станцию, отнять последнюю надежду…

В первой половине 1990-х отечественные писатели-турбореалисты, Андрей Лазарчук, Андрей Столяров и Владимир Покровский, ввели в оборот термин «эпикатастрофизм»: согласно этой концепции, человечество живёт на фоне перманентной многоуровневой катастрофы, не прерывающейся ни на секунду. Роман Паоло Бачигалупи полностью вписывается в эти рамки. По жанру «Водяной нож» - нечто среднее между детективом и шпионским триллером в духе Тома Клэнси и Роберта Ладлэма. В интригу (закрученную, естественно, вокруг прав на воду) втянуты три очень разных, но одинаково ярких персонажа. Невадский «нож для воды», профессиональный шпион и убийца, инкогнито проник в Финикс и попал под «дружественный огонь», потеряв связь с Центром и доступ к ресурсам. Журналистка Лизи много лет назад приехала в этот город, чтобы сделать карьеру, но обнаружила, что прикипела сердцем к умирающему мегаполису, утратив способность беспристрастно наблюдать за его агонией. И, наконец, юная беженка из Техаса, этакая Скарлетт О’Хара новейшей эпохи, не ставит перед собой долгосрочных целей, а лишь мечтает о ежедневном гарантированном глотке воды. Бачигалупи убедительно описывает эволюцию сложных, противоречивых характеров, расшифровывает психологические мотивы, вскрывает тайники, о которых не догадываются сами герои. У каждого из его персонажей, в том числе второстепенных, эпизодических, собственное запоминающееся лицо. Автор активно работает с метафорами (огонь и вода, символическая и буквальная утрата девственности, огненное перерождение) - стараясь, впрочем, не проговаривать выводы открытым текстом.

Огненная буря превращала людей в животных. И сама Люси едва избежала этой участи. Но теперь ей показалось, что она всё понимает. Водоворот страха может превратить тебя в злодея, заставить тебя рвать соседей на части, вешать их на заборах. Однако она, наконец, поняла тех немногих, кто решил бороться с бандитами и наркодельцами, с богачами, ножами для воды и отрядами ополчения, тех людей, кто выбрал не лёгкий, а правильный путь.

«Водяной нож», может быть, и не слишком оригинальный, но вполне толковый триллер не без философского подтекста и онтологических вопросов. И все герои книги, и без того непростые, живут, любят, страдают, предают и жертвуют собой на фоне вялотекущего апокалипсиса, что придаёт повествованию дополнительный драматизм и ощутимо углубляет конфликт. Если это не турбореализм, то как минимум проза с ярко выраженными его элементами.

Итог : несмотря на внешние атрибуты, «Водяной нож» не вполне вписывается в канон «романов о конце света». Катастрофа здесь не выступает на первый план, а остаётся фоном, персонажи слишком сложны, интрига чересчур запутанна, второй и третий план прописаны слишком тщательно. Паоло Бачигалупи нарушает главный принцип коммерческого беллетриста: «Будь проще, и люди к тебе потянутся». Да и слава богу: холодной, чистой, сладкой воды никогда не хватает на всех.

Заводной

Главной книгой Паоло Бачигалупи до сих пор остаётся его первый роман «Заводная» (The Windup Girl). Это произведение 2009 года принесло автору «Небьюлу», «Хьюго», «Локус», Мемориальную премию Джона Кэмпбелла, Мемориальную премию Комптона Крука, японскую премию «Сэйун» - и премию журнала «Мир фантастики» в интернациональной категории «Научная фантастика года». Впечатляющий комплект наград - посмотрим, повторит ли этот успех «Водяной нож».