Обои

Помощь завода флоту. Электромагнитный трал Помощь завода флоту. Стационарный электромагнитный трал Сооружение электроподстанции

Помощь завода флоту.  Электромагнитный трал Помощь завода флоту. Стационарный электромагнитный трал Сооружение электроподстанции

Электромагнитная приставка ЭМТ по своей сути является самостоятельным минным тралом, предназначенным для траления противотанковых мин, имеющих датчики цели, реагирующие на магнитное поле танка. Однако ЭМТ не имеет собственных элементов размещения и крепления на корпусе танка, а крепится на колейные минные тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10 как дополнительный элемент, превращающий их в тралы, способные уничтожать противоднищевые противотанковые мины с магнитными взрывателями. На рисунке показана приставка ЭМТ, размещенная на трале КМТ-6.

Основным элементом ЭМТ являются два электромагнита, размещаемые на левой и правой секциях колейных тралов. Кроме того, в комплект ЭМТ входят, размещаемые внутри танка преобразовательно-коммутирующее устройство ПКУ-1, пульт управления, распределительная коробка, комплект кабелей. Питание ЭМТ осуществляется от бортовой электросети танка.

При включенном питании электромагниты создают впереди танка переменное электромагнитное поле эквивалентное магнитному полю танка, причем это поле даже при неподвижном танке имимтирует его движение. Магнитные взрыватели мин реагируют на это поле и инициируют взрыв мин до того, как танк приблизится к мине на опасное для него расстояние.

Дальность срабатывания мин не ближе 1 метра от электромагнита ЭМТ. Ширина сплошной полосы траления 4 метра. Допускаемая скорость траления до 15 км в час. Масса комплекта ЭМТ 250 кг. Потребляемая электромощность 500 ватт. Время монтажа ЭМТ 35 мин. Глубина преодолеваемого брода 5 метров. Взрывоустойчивость от мин с магнитными взрывателями абсолютная; от мин, подрываемых катковыми тралами или удаляемых ножевыми тралами аналогична взрывоустйчивости катковых и ножевых тралов.

Электромагнитная приставка состоит из следующих частей:
- двух электромагнитов
- преобразовательно-коммутирующего устройства (ПКУ)
- электропроводки
- элементов крепления

характеристики:

Тип электромагнитной приставки электромагнитная, соленоидная
Скорость траления (км/ч):
При навеске на танки до 15
При навеске на трал КМТ-7 до 12
Ширина полосы траления (м) 4
Дальность траления (м)
При навеске на трал КМТ-7 3
При навесе на объект 2
Время выхода в рабочий режим (с) 4
Масса комплекта с элементами крепления (кг) до 250
Время монтажа приставки экипажем (мин) не более 60
Потребляемая мощность (кВт) не более 0,5

В течение нескольких лет для вертолётов было разработано несколько типов контактных и неконтактных тралов.

Вертолётные контактные тралы ВКТ-1, ВКТ-2 и ГКТ-ЗВ предназначены для подсече- ния (перебивания) тросовых и цепных минрепов (буйрепов) якорных контактных и неконтактных мин. Следует отметить, что тралы именуются вертолётными только по той причине, что буксируются вертолётами, а в район они доставляются тральщиками, поскольку их веса и габариты исключают возможность размещения в грузовых кабинах вертолётов.

Вначале вертолётами использовался контактный трал МТ-3, но уже в 1958 г. разработан, а в 1961 г. принят на снабжение вертолётный разноглубинный контактный двухсторонний подсекающий трал ВКТ-1, снабжённый резаками и патронами ПМТ-М. Система обозначения места под- сечения мины состоит из сигнального буя, отсоединяющегося в момент затраливания. Момент затраливания определяется также по отклонению стрелки электрического динамометра в кабине вертолёта.

Ширина захвата трала при скорости буксировки 15-25 км/ч составляет 90 м, заглубление троса до – 30 м, натяжение – от 1000 до 4000 кгс.

Конструкция трала обеспечивает передачу и приём коренных концов буксиров с корабля, имеющего ход 5 узлов (9,2 км/ч) на вертолёт и обратно.

Контактный двухсторонний трал ВКТ-2 (может применяться и в одностороннем варианте), принят на снабжение в 1977 г., буксируется одним вертолётом. Ширина захвата односторонним тралом – 50 м, двухсторонним – 90 м. Скорость буксировки одностороннего трала – 50, двухстороннего – 35 км/ч. Тяговое усилие при буксировке со скоростью 35 км/ч составляет 1500 кгс.

Глубоководный контактный двухсторонний трал ГКТ-ЗВ принят на снабжение в 1970 г. Буксируется одним вертолётом. Ширина захвата трала при скорости траления 18 км/ч – 130 м, наименьшая глубина применения трала 7, максимальная – 60 м. Тяговое усилие при буксировке достигает 2700 кгс.

Неконтактные тралы предназначены для разведывательного траления и разрежения минных заграждений путём уничтожения высокочувствительных магнитных, индукционных, акустических, комбинированных магнитно-акустических и индукционно-акустических мин.

Применявшийся тральщиками соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1 в 1958- 1959 гг. модернизировали для применения вертолётами. Обычно он используется комплексно с акустическим тралом АТ-2 и применяется в районах с небольшими глубинами. Ширина полосы траления в районе с глубинами 20 м составляет 20-25 м. Отстояние трала – 290 м, высота полёта при тралении – 30-40 м., тяговое усилие при буксировке достигает 1300 кгс.

Вес комплекта забортной части – 18 т.

В 1975 г. поступил на снабжение трал ВНТ, через шесть лет ВНТ-1, затем ВНТ-2. Они предназначены для траления высокочувствительных магнитно-акустических и индукционно-акустических мин вертолётами Ми-8БТ и Ми-14БТ в районах с глубинами до 60 м.

Активная часть вертолётного электромагнитного трала ВНТ-2 и акустический излучатель кавитационного или гидродинамического типа размещаются на буксируемом катере, снабжённом подводными крыльями. Питание трала автономное, от турбогенератора типа АИ-8. Ширина полосы траления в среднем достигает 100 м.

Перед применением трал обычно доставляется на оборудованную береговую площадку для приготовления и стягивается вертолётом на воду.

С созданием ВНТ-1 и ВНТ-2 удалось частично разрешить задачу оснащения вертолётов неконтактными тралами для разведывательного поиска и уничтожения высокочувствительных донных неконтактных мин в мелководных районах, недоступных для тральщиков, и обследования первой тральной полосы в целях обеспечения безопасности тральщиков при последующем расширении фарватера.

Кроме тралов для уничтожения мин с неизвестными характеристиками, при необходимости срочного выхода кораблей по заминированному фарватеру применяются взрывные средства уничтожения мин – буксируемые шнуровые заряды (БШЗ), укладываемые непосредственно со специальных шнуроукладчиков проекта 103.

Буксируемые шнуровые заряды применяются двух типов: LLI3-1 и ШЗ-2. Они состоят из трёх секций взрывчатого вещества по 200 м каждая, вес ШЗ-1 – 5760 кг, ШЗ-2 – 6420 кг. Расстояние между вертолётом и БШЗ – 250 м. Плавучесть БШЗ обеспечивают пенопластовые поплавки.

После отбуксирования ШЗ подавалась команда по системе телеуправления на отделение якоря. Якорь, достигший грунта, создавал натяжение на тросе, идущем к ШЗ. При достижении определённого натяжения срезались чеки и начиналось последовательное отделение секций заряда от плавучести. После срабатывания последнего разъединителя взрыватель приводился в боевое положение. Его предохранительное устройство отстопоривалось, и через 400 с следовал подрыв ШЗ. Подрыв мог производиться по каналу телеуправления в течение срока, не превышающего 48 ч. После укладки ШЗ буй с механизмом натяжения доставлялся на тральщик, а после подрыва выбирался или уничтожался радиобуй.

Ширина зоны уничтожения мин одним ШЗ в зависимости от глубины использования (5-100 м) моря может достигать 250 м. Максимальное натяжение троса при буксировке БШЗ на скорости 11 км/ч составляет 1400 кгс. Скорость при укладке – до 7 км/ч.

Шнуровые заряды, укладываемые со специального шнуроукладчика, отличаются от БШЗ мощностью заряда и габаритами (длина 1000 м), способом укладки и отсутствием плавучести.

Шнуровые заряды подобного типа наматываются на специальный барабан и сматываются с него по мере движения шнуроукладчика, который буксируется вертолётом со скоростью до 7-8 км/ч.

Буксировочный трос имеет длину 26,8 м, буксировочное усилие на скорости 7 км/ч достигает 800 кгс.

Водоизмещение шнуроукладчика – 21т, длина – 11,74 м, экипаж состоит из трёх чел., он оборудован радиостанцией.

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль за формированием тока в электромагнитах. Сущность изобретения заключается в том, что в электромагнитном трале электромагниты с сердечниками установлены с зазором внутри герметичных оболочек, изготовленных из пуленепробиваемого немагнитного материала. Зазор между сердечниками и оболочками заполнен амортизирующим материалом. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области военно-инженерного дела и предназначено для использования при преодолении минных полей и заминированных участков местности объектами бронетанковой техники. Известна конструкция электромагнитного трала VEMASID (США), имеющего излучатель в виде контура, крепящегося на лобовом листе корпуса машины и защищенного от осколков, а также электромагнитного трала "Деметэр" (Франция), устанавливаемого на танки, в состав которого включены два малогабаритных излучателя призматической формы, монтируемых впереди танка по его бортам, устройство которых изложено в журнале "Зарубежное военное обозрение", 1997 г., N 6, стр. 30...31. Известные конструкции электромагнитных тралов не обеспечивают в полном объеме задач по надежности траления мин с магнитными взрывателями вследствие шунтирующего влияния закаленной стальной оболочки и корпуса базовой машины на магнитное поле, создаваемое электромагнитным излучателем. Также известные конструкции не обладают достаточной защищенностью при их работе в зоне чрезвычайных ситуаций из-за разрушения их конструкции при высоких динамических нагрузках, например воздействия взрыва и пулевом обстреле. Кроме того, известные конструкции не обладают унифицированностью в части установки их на базовые машины и механические средства траления. В них отсутствует контроль формирования тока в электромагнитных излучателях и не проработано снижение массогабаритных характеристик пультовой аппаратуры. Изобретение решает задачи за счет уменьшения шунтирующего влияния на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшения защищенности электромагнитов от воздействия взрыва и пулевого обстрела, обеспечения контроля за формированием тока в электромагнитах, а также обеспечения унифицированности электромагнитного трала, в том числе с учетом его весогабаритных характеристик, в части его установки на различные типы базовых машин и механические средства траления. Общие признаки с прототипом. Электромагнитный трал состоит из излучателей в виде двух электромагнитов, пультовой аппаратуры и комплекта соединительных кабелей. Отличительные признаки (достаточные). Электромагниты с сердечниками установлены с зазором внутри герметичных оболочек, изготовленных из пуленепробиваемого немагнитного материала, причем упомянутый зазор между сердечниками с оболочками заполнен амортизирующим материалом. Отличительные признаки частного выполнения: Электромагниты снабжены проушинами для крепления их на кронштейнах базовой машины или на элементах конструкции механических тралов в местах, наиболее удаленных от носовой части корпуса базовой машины на линии гусеничных траков, а комплект соединительных кабелей снабжен герметичной распределительной коробкой с разъемом, предназначенной для установки ее посредством болтов в унифицированные отверстия корпуса базовой машины и соединения электромагнитов посредством кабелей с пультовой аппаратурой, расположенной внутри корпуса базовой машины. Установка электромагнитов с сердечниками с зазором внутри герметичных оболочек, изготовленных из немагнитного материала, исключает замыкание магнитного поля магнитного излучателя, а значит улучшает его распространение в воздушном пространстве и повышает надежность траления мин с магнитными взрывателями. Заполнение свободного объема амортизирующим материалом между электромагнитом с сердечником и оболочкой из пуленепробиваемого материала повышает защищенность элементов конструкции электромагнитов при пулевом обстреле и воздействии взрыва от мин, приведенных к срабатыванию. Применение проушин снаружи оболочки обеспечивает закрепление излучателей на кронштейнах базовой машины или на элементах конструкции механических тралов (ножевых или катковых) в местах, наиболее удаленных от носовой части корпуса базовой машины, и обеспечивает надежное траление мин с магнитными взрывателями путем приведения их к срабатыванию на безопасном расстоянии для базовой машины. Повышение надежности траления достигается также и объективной информацией о формировании тока, следовательно, и электромагнитного поля излучателями электромагнитного трала путем воздействия тока, формируемого в индуктивных обмотках электромагнитов, на управление индикатором контроля, при этом происходит его мигание. При обрыве цепей подключения индуктивных обмоток мигание прекращается, индикатор горит постоянно, а при коротком замыкании цепей индикатор перестает вообще гореть. Снижение весогабаритных характеристик пультовой аппаратуры и электромагнитов достигается за счет снижения тепловой мощности выделяемой на корпусах пультовой аппаратуры и электромагнитов. При этом основная тепловая мощность рассеивается на резисторах, предназначенных для формирования тока в индивидуальных обмотках электромагнитов и размещенных в корпусах излучателей. Излучатели имеют достаточную массу для рассеивания мощности, выделяемой на резисторах. Такое снижение весогабаритных данных актуально ввиду ограничительных внутренних объемов и весовых характеристик электромагнитов. Использование в комплекте соединительных кабелей с герметичной распределительной коробкой и снижение весогабаритных характеристик пультовой аппаратуры и электромагнитов позволяет электромагнитный трал выполнить унифицированным для применения его на различных типах машин. Электромагнитный трал схематично изображен на прилагаемых чертежах, где на фиг. 1 представлен общий вид трала, установленного на базовую машину; на фиг. 2 - общий вид излучателя, установленного на тяговую раму каткового трала; на фиг. 3 - блок-схема электромагнитного трала. Электромагнитный трал устанавливается на базовую машину 1 и состоит из двух излучателей 2, устанавливаемых на кронштейнах базовой машины (фиг. 1) или на элементах конструкции механических тралов (фиг. 2) в местах наиболее удаленных от носовой части корпуса базовой машины на линии гусеничных траков, ПУ-пульта управления 3, снабженного индикатором контроля функционирования электромагнитного трала после его включения в режим траления. Управление индикатором осуществляется частью импульса тока, формируемого в излучателях с помощью ПКУ - преобразовательно-коммутирующего устройства 4. Преобразовательно-коммутирующее устройство имеет выходной разъем, через который он подключается разрядными резисторами излучателей, предназначенных для формирования импульса тока в обмотках электромагнитов и одновременно гасителями тепловой энергии, выделяемой при формировании импульса тока. Пультовая аппаратура - пульт управления и преобразовательно-коммутирующее устройство расположены внутри корпуса базовой машины. Для подключения пультовой аппаратуры с излучателями предназначена КР-коробка распределительная с разъемами 5, которая устанавливается посредством болтов в унифицированные отверстия корпуса базовой машины. Излучатели устанавливаются на кронштейнах 6, 7 базовой машины или на элементах трала. Излучатели в свою очередь состоят из ЭМ-электромагнитов с сердечниками 8, амортизирующего материала 9, заполняющего свободный объем между электромагнитами с сердечниками и герметичными оболочками 10, снабженными проушинами 11 для крепления излучателей. Работает трал следующим образом. При включении выключателя "Sb" на пульте управления 3 в схему подается напряжение бортовой сети, преобразовательно-коммутирующее устройство (ПКУ) начинает формировать импульс тока заданной частоты, далее сигнал через распределительную коробку подается на электромагниты ЭМ1 и ЭМ2 излучателей 2, установленных на кронштейнах 6 базовой машины или на кронштейнах 7 тяговой рамы каткового трала. Во время движения базовой машины 1 излучатели генерируют перед машиной импульсы магнитного поля, имитирующие магнитное поле базовой машины, на пульте управления лампа "Н1" начинает мигать с частотой создаваемого поля. Под действием этого поля происходит срабатывание взрывателя мины. При подрыве мин перед излучателями происходит механическое воздействие на оболочку 10, что приводит к ее деформации или частичному разрушению. Усилие от этого воздействия поглощается без разрушения работоспособности электромагнитов как самой оболочкой, так и амортизирующим материалом 9. При монтаже электромагнитного трала на различные типы машин 1 благодаря наличию в корпусах унифицированных отверстий, в которые устанавливается герметичная распределительная коробка 5 с разъемами, соединяющими наружные кабели от излучателей с пультовой аппаратурой внутри корпуса, а также за счет использования унифицированных проушин 11 на оболочке излучателей 2, и учитывая небольшие весогабаритные характеристики изделия, обеспечивается простота монтажа трала, его быстрая установка силами экипажа базовой машины как непосредственно на кронштейны машины, так и на элементы конструкции катковых и ножевых тралов.

Формула изобретения

1. Электромагнитный трал, состоящий из излучателей в виде двух электромагнитов, пультовой аппаратуры и комплекта соединительных кабелей, отличающийся тем, что электромагниты с сердечниками установлены с зазором внутри герметичных оболочек, изготовленных из пуленепробиваемого немагнитного материала, причем упомянутый зазор между сердечниками и оболочками заполнен амортизирующим материалом. 2. Трал по п.1, отличающийся тем, что излучатели снабжены проушинами для крепления их на кронштейнах базовой машины или на элементах конструкции механических тралов в местах, наиболее удаленных от носовой части корпуса базовой машины на линии гусеничных трактов, а комплект соединительных кабелей снабжен герметичной распределительной коробкой с разъемами, предназначенной для установки ее посредством болтов в унифицированные отверстия корпуса базовой машины и соединения электромагнитов посредством кабелей с пультовой аппаратурой, расположенной внутри корпуса базовой машины. 3. Трал по п.1, отличающийся тем, что пультовая аппаратура состоит из пульта управления и преобразовательно-коммутирующего устройства для формирования импульса тока, при этом пульт управления снабжен индикатором контроля функционирования электромагнитного трала после его включения в режим траления, а управление индикатором осуществляется частью тока, формируемого в электромагнитах. 4. Трал по п.3, отличающийся тем, что преобразовательно-коммутирующее устройство для формирования импульса тока имеет выходной разъем для подключения разрядных резисторов, предназначенных для формирования формы тока в обмотках электромагнитов, одновременно эти резисторы являются гасителями тепловой энергии, выделяемой на корпусе преобразовательно-коммутирующего устройства.

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль за формированием тока в электромагнитах. Сущность изобретения заключается в том, что в электромагнитном трале электромагниты с сердечниками установлены с зазором внутри герметичных оболочек, изготовленных из пуленепробиваемого немагнитного материала. Зазор между сердечниками и оболочками заполнен амортизирующим материалом. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области военно-инженерного дела и предназначено для использования при преодолении минных полей и заминированных участков местности объектами бронетанковой техники. Известна конструкция электромагнитного трала VEMASID (США), имеющего излучатель в виде контура, крепящегося на лобовом листе корпуса машины и защищенного от осколков, а также электромагнитного трала "Деметэр" (Франция), устанавливаемого на танки, в состав которого включены два малогабаритных излучателя призматической формы, монтируемых впереди танка по его бортам, устройство которых изложено в журнале "Зарубежное военное обозрение", 1997 г., N 6, стр. 30...31. Известные конструкции электромагнитных тралов не обеспечивают в полном объеме задач по надежности траления мин с магнитными взрывателями вследствие шунтирующего влияния закаленной стальной оболочки и корпуса базовой машины на магнитное поле, создаваемое электромагнитным излучателем. Также известные конструкции не обладают достаточной защищенностью при их работе в зоне чрезвычайных ситуаций из-за разрушения их конструкции при высоких динамических нагрузках, например воздействия взрыва и пулевом обстреле. Кроме того, известные конструкции не обладают унифицированностью в части установки их на базовые машины и механические средства траления. В них отсутствует контроль формирования тока в электромагнитных излучателях и не проработано снижение массогабаритных характеристик пультовой аппаратуры. Изобретение решает задачи за счет уменьшения шунтирующего влияния на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшения защищенности электромагнитов от воздействия взрыва и пулевого обстрела, обеспечения контроля за формированием тока в электромагнитах, а также обеспечения унифицированности электромагнитного трала, в том числе с учетом его весогабаритных характеристик, в части его установки на различные типы базовых машин и механические средства траления. Общие признаки с прототипом. Электромагнитный трал состоит из излучателей в виде двух электромагнитов, пультовой аппаратуры и комплекта соединительных кабелей. Отличительные признаки (достаточные). Электромагниты с сердечниками установлены с зазором внутри герметичных оболочек, изготовленных из пуленепробиваемого немагнитного материала, причем упомянутый зазор между сердечниками с оболочками заполнен амортизирующим материалом. Отличительные признаки частного выполнения:

Электромагниты снабжены проушинами для крепления их на кронштейнах базовой машины или на элементах конструкции механических тралов в местах, наиболее удаленных от носовой части корпуса базовой машины на линии гусеничных траков, а комплект соединительных кабелей снабжен герметичной распределительной коробкой с разъемом, предназначенной для установки ее посредством болтов в унифицированные отверстия корпуса базовой машины и соединения электромагнитов посредством кабелей с пультовой аппаратурой, расположенной внутри корпуса базовой машины. Установка электромагнитов с сердечниками с зазором внутри герметичных оболочек, изготовленных из немагнитного материала, исключает замыкание магнитного поля магнитного излучателя, а значит улучшает его распространение в воздушном пространстве и повышает надежность траления мин с магнитными взрывателями. Заполнение свободного объема амортизирующим материалом между электромагнитом с сердечником и оболочкой из пуленепробиваемого материала повышает защищенность элементов конструкции электромагнитов при пулевом обстреле и воздействии взрыва от мин, приведенных к срабатыванию. Применение проушин снаружи оболочки обеспечивает закрепление излучателей на кронштейнах базовой машины или на элементах конструкции механических тралов (ножевых или катковых) в местах, наиболее удаленных от носовой части корпуса базовой машины, и обеспечивает надежное траление мин с магнитными взрывателями путем приведения их к срабатыванию на безопасном расстоянии для базовой машины. Повышение надежности траления достигается также и объективной информацией о формировании тока, следовательно, и электромагнитного поля излучателями электромагнитного трала путем воздействия тока, формируемого в индуктивных обмотках электромагнитов, на управление индикатором контроля, при этом происходит его мигание. При обрыве цепей подключения индуктивных обмоток мигание прекращается, индикатор горит постоянно, а при коротком замыкании цепей индикатор перестает вообще гореть. Снижение весогабаритных характеристик пультовой аппаратуры и электромагнитов достигается за счет снижения тепловой мощности выделяемой на корпусах пультовой аппаратуры и электромагнитов. При этом основная тепловая мощность рассеивается на резисторах, предназначенных для формирования тока в индивидуальных обмотках электромагнитов и размещенных в корпусах излучателей. Излучатели имеют достаточную массу для рассеивания мощности, выделяемой на резисторах. Такое снижение весогабаритных данных актуально ввиду ограничительных внутренних объемов и весовых характеристик электромагнитов. Использование в комплекте соединительных кабелей с герметичной распределительной коробкой и снижение весогабаритных характеристик пультовой аппаратуры и электромагнитов позволяет электромагнитный трал выполнить унифицированным для применения его на различных типах машин. Электромагнитный трал схематично изображен на прилагаемых чертежах, где на фиг. 1 представлен общий вид трала, установленного на базовую машину; на фиг. 2 - общий вид излучателя, установленного на тяговую раму каткового трала; на фиг. 3 - блок-схема электромагнитного трала. Электромагнитный трал устанавливается на базовую машину 1 и состоит из двух излучателей 2, устанавливаемых на кронштейнах базовой машины (фиг. 1) или на элементах конструкции механических тралов (фиг. 2) в местах наиболее удаленных от носовой части корпуса базовой машины на линии гусеничных траков, ПУ-пульта управления 3, снабженного индикатором контроля функционирования электромагнитного трала после его включения в режим траления. Управление индикатором осуществляется частью импульса тока, формируемого в излучателях с помощью ПКУ - преобразовательно-коммутирующего устройства 4. Преобразовательно-коммутирующее устройство имеет выходной разъем, через который он подключается разрядными резисторами излучателей, предназначенных для формирования импульса тока в обмотках электромагнитов и одновременно гасителями тепловой энергии, выделяемой при формировании импульса тока. Пультовая аппаратура - пульт управления и преобразовательно-коммутирующее устройство расположены внутри корпуса базовой машины. Для подключения пультовой аппаратуры с излучателями предназначена КР-коробка распределительная с разъемами 5, которая устанавливается посредством болтов в унифицированные отверстия корпуса базовой машины. Излучатели устанавливаются на кронштейнах 6, 7 базовой машины или на элементах трала. Излучатели в свою очередь состоят из ЭМ-электромагнитов с сердечниками 8, амортизирующего материала 9, заполняющего свободный объем между электромагнитами с сердечниками и герметичными оболочками 10, снабженными проушинами 11 для крепления излучателей. Работает трал следующим образом. При включении выключателя "Sb" на пульте управления 3 в схему подается напряжение бортовой сети, преобразовательно-коммутирующее устройство (ПКУ) начинает формировать импульс тока заданной частоты, далее сигнал через распределительную коробку подается на электромагниты ЭМ1 и ЭМ2 излучателей 2, установленных на кронштейнах 6 базовой машины или на кронштейнах 7 тяговой рамы каткового трала. Во время движения базовой машины 1 излучатели генерируют перед машиной импульсы магнитного поля, имитирующие магнитное поле базовой машины, на пульте управления лампа "Н1" начинает мигать с частотой создаваемого поля. Под действием этого поля происходит срабатывание взрывателя мины. При подрыве мин перед излучателями происходит механическое воздействие на оболочку 10, что приводит к ее деформации или частичному разрушению. Усилие от этого воздействия поглощается без разрушения работоспособности электромагнитов как самой оболочкой, так и амортизирующим материалом 9. При монтаже электромагнитного трала на различные типы машин 1 благодаря наличию в корпусах унифицированных отверстий, в которые устанавливается герметичная распределительная коробка 5 с разъемами, соединяющими наружные кабели от излучателей с пультовой аппаратурой внутри корпуса, а также за счет использования унифицированных проушин 11 на оболочке излучателей 2, и учитывая небольшие весогабаритные характеристики изделия, обеспечивается простота монтажа трала, его быстрая установка силами экипажа базовой машины как непосредственно на кронштейны машины, так и на элементы конструкции катковых и ножевых тралов.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Электромагнитный трал, состоящий из излучателей в виде двух электромагнитов, пультовой аппаратуры и комплекта соединительных кабелей, отличающийся тем, что электромагниты с сердечниками установлены с зазором внутри герметичных оболочек, изготовленных из пуленепробиваемого немагнитного материала, причем упомянутый зазор между сердечниками и оболочками заполнен амортизирующим материалом. 2. Трал по п.1, отличающийся тем, что излучатели снабжены проушинами для крепления их на кронштейнах базовой машины или на элементах конструкции механических тралов в местах, наиболее удаленных от носовой части корпуса базовой машины на линии гусеничных трактов, а комплект соединительных кабелей снабжен герметичной распределительной коробкой с разъемами, предназначенной для установки ее посредством болтов в унифицированные отверстия корпуса базовой машины и соединения электромагнитов посредством кабелей с пультовой аппаратурой, расположенной внутри корпуса базовой машины. 3. Трал по п.1, отличающийся тем, что пультовая аппаратура состоит из пульта управления и преобразовательно-коммутирующего устройства для формирования импульса тока, при этом пульт управления снабжен индикатором контроля функционирования электромагнитного трала после его включения в режим траления, а управление индикатором осуществляется частью тока, формируемого в электромагнитах. 4. Трал по п.3, отличающийся тем, что преобразовательно-коммутирующее устройство для формирования импульса тока имеет выходной разъем для подключения разрядных резисторов, предназначенных для формирования формы тока в обмотках электромагнитов, одновременно эти резисторы являются гасителями тепловой энергии, выделяемой на корпусе преобразовательно-коммутирующего устройства.

Контактные тралы предназначены для борьбы с якорными минами, хотя имеются отдельные образцы контактных тралов, с помощью которых вытраливаются плавающие, а иногда и донные мины.

Контактный трал в общем виде представляет собой буксируемое за кормой корабля тросовое устройство, на котором размещены элементы трала, непосредственно воздействующие на минреп мины или на саму мину.

Разные по типу контактные тралы имеют свои конструктивные особенности (отличие таких тралов друг от друга обусловлено прежде всего числом буксирующих кораблей, расположением трала относительно поверхности воды или грунта и принципов воздействия на мину.

По числу буксирующих кораблей тралы могут быть:

- одинарными (буксируется одним кораблем)

- парными (буксируется двумя кораблями).

Движение тралящих частей тралов может осуществляться на определенных углублениях

(тралы постоянного отстояния от поверхности воды) или на некотором постоянном

отстоянии от грунта (придонные тралы).

По принципу воздействия на якорную мину контактные тралы подразделяются на:

- подсекающие (их большинство)

- буксирующие

- обозначающие.

Подсекающий одинарный трал постоянного отстояния от поверхности воды состоит из:

Буксира

Двух тралящих частей

Углубителя

Двух отводителей (отводящих аппаратов)

Двух буев - обозначателей границ (ОГ)

Резаков

Подрывных патронов

Буксир предназначается для буксировки тралящих частей и удержания их на требуемом углублении.

Тралящие части состоят из отдельных смычек отвального оцинкованного троса (возможно применение тросов из маломагнитных сталей). Диаметр троса, размеры тралящих частей и их оснащение зависят от образца трала.

К ходовым концам тралящих частей присоединяются отводители, обеспечивающие при буксировке трала разведение ходовых концов в стороны от диаметральной плоскости тральщика и создающие тем самым ширину захвата трала (ширину полосы, протраливаемую тралом).

Основными частями отводителя (отводящего аппарата) являются пластины, изогнутые по дуге специального профиля, с помощью которых создается отводящая сила.

Для обозначения границ протраливаемой полосы к отводителям с помощью тросовых оттяжек присоединяются буи ОГ (обозначатели границ), которые идут по поверхности и дают возможность контролировать работу трала. Ширина захвата трала обеспечивает попадание минрепа мины, стоящей на пути движения трала, на тралящую часть.

На тралящей части могут размещаться резаки для подсечения тросовых минрепов или подрывные патроны для перебивания тросовых и цепных минрепов. Возможно, размещение на одной тралящей части и резаков, и подрывных патронов одновременно. Затраленный минреп скользит по тралящей части до ближайшего резака (резака-захвата) или патрона.


Резак состоит из корпуса, в котором закрепляются пластины с пилообразными насечками. Эти пластины образуют суживающуюся щель, раскрыв которой делается в расчете на максимальный диаметр минрепа мины. Таких ножей (щелей) на резаке может быть два, в этом случае резак называется двусторонним. Минреп перебивается в ноже резака за счет движения трала.

Патрон морского трала состоит из корпуса с зарядом

Центрального стержня

Крестовины

Упорной планки

Гидростатического предохранителя

Предохранительной чеки и двух взрывателей.

Патрон закрепляется в тралящей части вместе с обводной стропкой, воспринимающей на себя натяжение трала после взрыва патрона. При затраливании мины минреп скользит по тралящей части и попадает на крестовину. Под действием давления минрепа крестовина передвигается, что вызывает разъединение корпуса патрона и центрального стрежня (выпадают шарики). Корпус патрона под давлением минрепа на крестовину передвигается по центральному стрежню до упора штоков взрывателей в упорную планку, при этом штоки продвигаются внутрь и вызывают срабатывание ударных механизмов. Взрыв патрона перебивает минреп. Натяжение тралящей части переносится на обводную стропку. Гидростатический предохранитель обеспечивает безопасность при обращении с патроном на борту противоминного корабля.

Придонный трал применяется для траления придонных мин. Его тралящие части удерживаются на определенном расстоянии от грунта (от 3 до 9 м) с помощью поддерживающих буев и ползунов (цепь из нескольких звеньев). Ширина захвата у этого трала определяется длиной тралящих частей и расстоянием между буксирующими кораблями. В придонных тралах используются только резаки.

Парный придонный трал

1 -буксир; 2 - шкентель углубителя; 3 - углубитель; 4 - крайний гайдроп, 5 крайний ползун, 6 -тралящая часть; 7 - промежуточный гайдроп; 8 - промежуточный ползун; 9 средний гайдроп;

10 - средний ползун; 11, 12, 15 - буи; 13 -резак; 14 - буйреп буя.

Парный буксирующий контактный трал применяется для траления плавающих мин. Тралящая часть такого трала состоит из сети, вертикальное расположение которой обеспечивается поплавками, стойками и грузами. Плавающие мины попадают в одно из полотнищ сети и удерживаются там до момента очистки трала. Для вытраливания донных и затонувших якорных мин на отдельных участках фарватеров, рейдов и рекомендованных курсов с ровным плотным грунтом возможно применение донных сетевых тралов. Нижняя часть такого сетевого трала (грунт трос) при буксировке движется по грунту.

Поверхностный сетевой трал

1 - тралящая часть; 2 - стойка; 3 - поплавок; 4 - шпрюит; 5 - ведущий буй; 6 - оттяжка глубины; 7 - буксир; 8 - груз, 9 плавающая мина

Возможно также применение буксирующих тралов и против якорных мин. В этом случае на тралящих частях такого трала размещаются специальные резаки-захваты. Они обеспечивают надежный захват минрепа мины, подсечение его со стороны якоря и удержание (вместе с миной) при дальнейшей буксировке (якорь остается на грунте) или же захват минрепа без его подсечения и буксировку мины с якорем в трале. Момент затраливания контактным тралом мины определяется по отклонению стрелки динамометра или по взрыву срабатывающего патрона.

При разведывательном поиске мин в темное время суток, а также при проводке кораблей за тралами могут применяться обозначающие контактные тралы. При буксировке такого трала минреп мины, захваченный тралящей частью, попадает в пропускатель механизма обозначения, который при срабатывания надевает на минреп мины зажим с присоединенным к нему сигнальным буйком. Последний, всплывая на поверхность, обозначает местонахождение мины. В некоторых образцах обозначающих контактных тралов возможно совместное применение резаков и сигнальных буйков. В этом случае в момент подсечки минрепа резаком от тралящей части отделяется буек и всплывает на поверхность в месте, где подсечена мина. Всплытие буйка указывает на подсечку мины тралом и ее местонахождение.

Отдельные образцы контактных тралов являются универсальными по назначению и могут применяться в различных вариантах: как подсекающие (с резаками и патронами), как обозначающие и как буксирующие (с захватами).

Отдельные образцы облегченных контактных тралов могут буксироваться вертолетами тральщиками. Постановка такого трала осуществляется с противоминного корабля, а затем буксир трала принимается вертолетом-тральщиком. Буксировкой такого вертолетного контактного трала (ВКТ) вертолетом осуществляется борьба с якорными минами, стоящими на малых углублениях и представляющими опасность для противоминных кораблей.

Неконтактные трапы предназначаются для уничтожения донных, а в отдельных случаях придонных и якорных неконтактных мин, установленных на большом углублении.

Физическое поле неконтактного трала характеризуется объемным распределением действующих сил. Поэтому применительно к неконтактным тралам пользуются понятием тоны траления, под которой понимается объем под тралом, в пределах которого происходит срабатывание канала взрывателя мины, настроенного на определенное значение параметра физического поля.

Зона траления характеризуется

Шириной

Глубиной

Протяженностью

Размеры этих величин зависят от образца трала.

Неконтактные тралы в зависимости от создаваемых ими физических полей подразделяются на три группы:

Электромагнитные;

Акустические;

Комбинированные.

Электромагнитные тралы применяются для траления мин с взрывателями, имеющими магнитные и индукционные каналы. Каждый электромагнитный трал состоит из трех основных ча­стей: тралящей части (источник физического поля), источников питания и аппаратуры управления. В этих тралах в качестве источников магнитного поля применяются соленоид, петля кабеля или два плавучих кабеля разной длины, заканчивающиеся электродами. В соответствии с этим тралы подразделяются на:

- соленоидные

- петлевые

- электродные.

· Соленоидный электромагнитный трал состоит из:

Буксира с фидером

Поддерживающих буев

Электромагнитов

Источником магнитного поля в соленоидньгх тралах являются электромагниты (железный сердечник длиной 15-25 м с наложенной на него обмоткой, размещенный в плавучем корпусе). Для подачи тока в обмотки электромагнитов служит фидер, который подвешивается к буксиру.

· Петлевой электромагнитный трал состоит из:

Бифиляра (два кабеля, идущие рядом)

Буксирного устройства

Тралящей части -петли кабеля

Отводителей

Ведущих буев

Концевого буя

Отводители, поддерживающие и ведущие буи выполняют те же функции, что и аналогичные элементы у контактных тралов.

Бифидярный участок предназначен для подвода тока к активному контуру (петле) и обеспечения его удаления на безопасное для корабля расстояние.

· Электродный электромагнитный трал

Выполнен из двух ветвей плавучего кабеля (короткой и длинной) и состоит из:

Бифиляра с буксирным устройством

Активного контура

Электродов (оголенные медные тросы)

Концевого буя

Ввиду того, что активная часть такого трала разомкнута, ток, подаваемый в трал, протекает по ветвям кабеля и токопроводящей среде (морская вода) и в зоне между двумя электродами (активная часть трала) создается магнитное поле. Но одни.взрыватели мин срабатывают от изменения магнитного поля по определенному закону, другие от абсолютной величины его, третьи от последовательного воздействия поля разного знака определенной длительности.

Петлевой электромагнитный трал

1 -поддерживающие буи; 2 - отводящие буи; 3 - петлевой контур

Поэтому для обеспечения воздействия на различные по конструкции магнитные и индукционные каналы мин (одноимпульсные, многоимпульсные, знакопеременные и т. д.) применяются различные режимы работы трала:

С постоянным включением тока в трале (с постоянным магнитным полем);

С изменением направления тока в трале через определенные промежутки времени (с изменением полярности магнитного поля);

С подачей тока короткими импульсами одного или чередующихся направлений постоянной силы или меняющиеся во времени (переменное во времени магнитное поле).

Управление режимом работы электромагнитного трала осуществляется программным механизмом аппаратуры управления, который в соответствии с заданием обеспечивает определенную длительность импульса тока в трале.и паузы между импульсами, вырабатывает различные формы кривых импульсов тока (прямоугольные, синусоидальные, пилообразные и т.д.), управляет последовательностью полярностей импульсов тока. Для увеличения производительности траления и ширины протраливаемой зоны применяются строи из нескольких противоминных кораблей с тралами. В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для сложения магнитных полей соседних тралов производится синхронизация режима их работы с помощью аппаратуры управления. Соленоидные и петлевые электромагнитные тралы могут применяться как на ходу, так и на стопе.

Акустический трал

Акустические тралы применяются для траления мин с взрывателями, имеющими акустические каналы. состоит из:

Буксира

Поддерживающих буев

Излучателя

Углубитель

Ведущий буй

Углубитель и ведущий буй обеспечивают удержание излучателя на заданном углублении (3-5 м).

Рабочими органами излучателя, создающими акустические колебания, являются диафрагмы (мембраны), которые приводятся в колебательное движение специальным механизмом (механизмом возбуждения). Слои воды, прилегающие к диафрагмам (мембранам), воспринимают их колебания, в результате чего в водной среде создается акустическое поле большой интенсивности. Величина зоны траления и диапазон частот создаваемого акустического поты зависят от конструкции излучателя (от способа возбуждения колебания диафрагм)

Для вытраливания активных акустических мин, имеющих активные отделители или взрыватели, акустические тралы применяются в комбинации с контактными тралами. В этом случае тралящие части контактного трала, буксируемого совместно с акустическим, оснащаются помимо резаков уголковыми элементами (отражателями). Акустические колебания, создаваемые излучателем, заставляют сработать дежурный канал мины. Гидролокационные импульсы, посылаемые вертикально вверх боевым каналом мины, отражаются от уголковых элементов контактного трала (как от корпуса корабля), вызывая тем самым срабатывание схемы отделителя (взрывателя) мины.

Зона траления акустических тралов соизмерима с шириной зоны траления наиболее мощных электромагнитных тралов, что делает удобным их совместное применение для траления мин с комбинированными взрывателями.

Все рассмотренные тралы не могут воздействовать на гидродинамические каналы взрывателей мин. Специальных тралов для траления таких мин нет, так как для искусственного воспроизведения гидродинамического поля требуется достаточно громоздкое устройство и соответственно исключительно высокие затраты энергии на его буксировку. Для траления неконтактных мин с гидродинамическими каналами применяются трал-баржи и прорыватели минных заграждений.

Прерыватель минных заграждений (ПМЗ)

Представляет собой корабль специальной постройки (или переоборудованное судно), корпус которого разделен на большое количество водонепроницаемых отсеков, заполненных материалом с высокой плавучестью в целях искусственного повышения живучести и непотопляемости корабля.

ПМЗ свойственны все физические поля, которые имеет любой корабль. Для усиления некоторых из них применены специальные устройства. Магнитное поле корабля усиливается во много раз мощными электромагнитами (обмоткой), акустическое поле увеличивается акустическим излучателем. Питание обмоток электромагнитов и системы возбуждения акустического излучателя осуществляется от специально установленных генераторов. Дистанционное управление кораблем осуществляется из защищенного от сотрясений помещения, расположенного в районе верхней палубы.

ПМЗ способен уничтожать неконтактные мины с любыми типами взрывателей, при любом состоянии моря и в любых условиях видимости. Он обладает повышенной живучестью и непотопляемостью, способен сохранять боеспособность после нескольких взрывов мин, происшедших на незначительных удалениях от корпуса.

ПМЗ обладают достаточной маневренностью и способны производить траление на скоростях до 16 уз. Они, как правило, применяются для разведывательного поиска мин и уничтожения минных заграждений, состоящих из донных мин с неизвестными характеристиками взрывателей.

Таким образом, разнообразие противоминных тралов, возможность их комбинированного использования позволяют вести эффективную борьбу минными заграждениями. В этом случае единственным фактором влияющим на эффективность противоминных действий будет являтся время необходимое для полного уничтожения поставленных мин в заданном фарватере.


3. Искатели и уничтожители мин.

В отличие от неконтактных тралов искатели не вызывают срабатывания взрывателей мин. Они обнаруживают мину по тому или иному физическом) признаку, которым мина отличается от окружающей среды. По способу обнаружения мины искатели подразделяются на электромагнитные, телевизионные, гидроакустические, магнитные и электрические Наиболее широко используются противоминными кораблями искатели мин, работающие на электромагнитном, телевизионном и гидроакустическом принципах действия.

Искатели, применяемые совместно со средствами обозначениям называются искателями-обозначателями. а искатели, применяемые совместно со средствами уничтожения обнаруженных мин, называются искетелями-уничтожителями.