Штукатурка

Название сундуков. Удивительные старинные русские сундуки и их виды. Повернули - вот и шкаф

Название сундуков. Удивительные старинные русские сундуки и их виды. Повернули - вот и шкаф

Медведева Александра

Цель исследования : изучить историю сундука

Задачи:

  • Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) – сундука.
  • Установить создателя и технологию изготовления сундука.
  • Изучить литературу по истории появления сундука.
  • Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.

Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.

Предмет исследования : История семьи моей бабушки.

Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа:

« Бабушкин сундук »

Введение…………………………………………………………..….3

Моё исследование

  1. Что такое «сундук»?........................................................................4
  2. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел…..4
  3. Приметы и поверья, связанные с сундуками…………………...5
  4. Моя семейная реликвия…………………………………………..5

Заключение…………………………………………………….…..7

Список литературы………………………………………………..8

Приложение ……………………………………………………….9

Введение

Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Немного грустную, в чем-то непонятную, но такую теплую и близкую. Я почему-то верю, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук.

В нашей семье из поколения в поколение передается семейная реликвия - старинный прабабушкин сундук.

Когда я увидела этот сундук впервые, у меня возникло много вопросов:

  1. Зачем хранить в сундуке столько лет вещи, которые давно никто не носит, и вряд ли будет носить?
  2. Там нет ничего ценного, а сундук, зачем - то запирали на ключ?
  3. Кто сделал этот сундук, где и когда он был создан?
  4. Почему мама решила привезти этот сундук с собой в Нарьян-Мар?

Передо мной встала задача - ответить на данные вопросы.

Цель моего исследования : изучить историю сундука

Задачи:

  1. Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) - сундука.
  2. Установить создателя и технологию изготовления сундука.
  3. Изучить литературу по истории появления сундука.
  4. Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.

Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.

Предмет исследования: История семьи моей бабушки.

Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.

Моё исследование

  1. Что такое «сундук»?

Первый вопрос, который меня заинтересовал - "Что такой сундук?". Чтобы ответить на него, я заглянула в справочники и вот что я там обнаружила.

Согласно словарю Ожегова, «Сундук — ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей».

К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы - египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.

Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева.

Прообразом русского сундука является бондарное или долбленое кубло, в которых хранили приданное и другое ценное имущество. Раньше всего у русских появились скрыни . (приложение №1)

Другой разновидностью сундука является ларь (приложение №2) (длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов. Схож по названию, но имеющий совершенно иной вид и назначение ларец.

Некоторые виды сундуков имели необычную форму, например сундук- подголовок (приложение №3 ). В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Его можно было положить под голову — самое надежное место для сохранности. Также спросом пользовался и сундучок небольшого размера, который назывался ковчег (приложение №4) Иногда сундуки обтягивали кожей, тканью или железом. Такой сундук назывался «шкатула» (приложение №5). Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование такого сундука - «шкатулка». Также в хозяйстве использовались дорожный сундук «погребец» (приложение №6) и сундук, который назывался «коробейка». (приложение №7)

Таким образом , деревянный сундук является предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения - хранить вещи, он украшал помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.

  1. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел.

Следующий вопрос, на который мне захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали сундуки?» Вот, что мне удалось выяснить.

В XVI — XVII вв. самыми известными центрами производства сундуков были Великий Устюг и Холмогоры — крупные торговые города России на Северной Двине.

Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила . На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни делали деревянные ящики, другие - металлические замки, третьи - ручки, петли, четвертые подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.

Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы - ручки.

  1. Приметы и поверья, связанные с сундуками.

Сундук был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор существуют. Например, такие:

  1. Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
  2. Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала счастья не будет.
  3. Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.

Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:

  1. При выкупе приданого, на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
  2. Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
  1. Моя семейная реликвия.

Следующий вопрос, на который мне предстояло ответить: «Кому принадлежал сундук, который привезла мама? (приложение №8) Как звали мастера, который его сделал?». Чтобы ответить на эти вопросы, на летних каникулах я отправилась в деревню Горка Емецкого района Архангельской области. Там проживают мои родственники, у которых долгое время и хранился наш сундук. Беседуя с Лешуковой Валентиной Николаевной (моей бабушкой по материнской линии) мне удалось узнать много интересного об истории моей семьи. Вот что я выяснила.

Моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна родилась в 1870 году в Емецком районе в деревне Меландово, сейчас эта деревня называется - Горка. У нас сохранился бабушкин дом. (приложение №9)Дом построил прапрадедушка Тетерин Аксентий Егорович в 1891 году сейчас дому -121 год. В нашем старинном доме много интересных вещей и ранее неизвестных нам предметов, например, есть крюк в потолке у входных дверей, оказывается, на этот крюк вешали люльку с маленькой девочкой и спала девочка у самых дверей, выживет девочка - хорошо, а не выживет, то никто девочку не жалел почему? Потому что если рождалась девочка, то землю на нее не выдавали. Есть в доме резной буфет для посуды, резные перила лестницы, старые стулья и стол, самотканые половички. Много старинных вещей украли. У бабушки с дедушкой, а дедушка был на 12 лет старше бабушки, было 11 детей, а вырастили они 10 детей. Семь мальчиков и три девочки. Бабушка была награждена золотой звездой и имела звание «Мать героиня». Бабушка занималась домашним хозяйством, ткала половички на ткацком станке, содержала дом, валяла валенки, держала скот - коров, овец, лошадей. Раньше на каждого мальчика в семье давали надел - значит землю для постройки дома. Дедушка вместе со своими сыновьями построили семь домов. В последующем эти дома у деда забрали, посчитали его - богачом. Оставили только один дом. Также дедушка с сыновьями создали свою бригаду и работали плотниками на помещиков (зажиточных людей), в деревне их было два.

Все вещи и мебель для дома делал дедушка своими руками.

Именно в этом доме одним из главных предметов мебели был бабушкин сундук. Дед сделал его сам для бабушки в 1892 году, сейчас ему 120 лет. Сундук с крышкой, сделан он из лиственницы, сверху на крышке железная ручка. Сундук имеет небольшой размер его длина - 36 сантиметров, ширина - 30 сантиметров, высота с крышкой - 28 сантиметров. Ничем он не украшен, но бабушка этот сундук накрывала ажурной, белой салфеткой - он смотрелся очень нарядно. Сундук бабушка всегда держала закрытым, был внутренний замок и, где лежали ключи, знала только бабушка. Этот сундук стоял на полу в передней комнате ее еще называют - горницей, или центральной комнатой. Также сундук служил местом для сидения.

А в сундуке бабушка хранила свои наряды - нарядный праздничный сарафан, который одевала по праздникам, белые рубахи, нарукавники, гарусный платок - это шелковый переливающийся платок с кистями.

Сейчас бабушкин сундук находится у нас в квартире. Мы его почистили, покрыли лаком. В него мы складываем нитки, пряжу, шерсть для валяния, различные вещи для рукоделия. Также он служит маленьким столиком. Мы очень рады у нас есть вещь наших предков.

Заключение

В ходе данного исследования:

  1. Удалось выяснить, что такое сундук, разновидности сундуков, технологию его изготовления.
  2. Установлен владелец, создатель и назначение сундука, который является нашей семейной реликвией.
  3. Познакомилась с пословицами, поговорками и приметами русского народа, связанными с сундуками.

На основе результатов исследования я формулирую следующие выводы:

  1. Первой владелицей сундука является моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна
  2. Сундук был изготовлен моим прапрадедом Аксентием Егоровичем. Дата изготовления - 1892 год, деревня Меландово (ныне Горка) Емецкого района Архангельской области.
  3. Тип прабабушкиных сундуков - ларь.

Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, мы ощущаем себя частью большого народа.

Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.

    Приложение №4

    Приложение №5

    Приложение №6

    Приложение №7

    Приложение №8

    Приложение №9

Дама сдавала в багаж… Да чего она только не сдавала! Ох, как ей можно посочувствовать! А ведь она могла доверить все это одному дорожному сундуку и носильщику, сама же прошествовала бы просто Дамой с собачкой…

Говорят, что от сундука пошла вся прочая мебель. При раскопках в Египте найдены первые предметы мебели, среди которых были и сундуки. Вещи относятся к 3 в. до н. э. А практичные греки стали использовать сундуки не только как лари для хранения вещей, а еще и как лежанки и скамьи. (Заметьте, что в наших кухонных гарнитурах просматривается греческий профиль: под крышкой диванчика пространство, в котором можно припасы или лишнюю посуду держать).

Если проследить трансформацию сундука, а изменения его происходили в зависимости от появления все новых видов транспорта, то можно построить примерно такую цепочку: сундук – баул – чемодан – сумка – шкатулка. Что-то можно поменять местами, но ясно одно: любая из этих вещей приспособлена для хранения и транспортировки багажа – крупного ли, мелкого ли.

Сундук настолько простая и практичная вещь, что изобретение и распространение его шло не обычным путем, по цепочке, из одной страны в другую. Можно сказать,что он внедрился везде и сразу. Все люди изначально где-то складировали и как-то перевозили свое имущество: если на ослике, то в мешках, на повозке – в сундуках, в более поздних видах транспорта – в чемоданах и сумках. Сундук-чемодан даже повернули в вертикаль и поставили на колесики. Хранение вещей в жилище прошло подобный путь: из мешка переложили в ларь-сундук, а сундук, постоянно росший из-за обилия вещей вверх, превратился в шкаф.

Пусть сундук и родился где-то за далекими морями, у нас он считается исконно русской утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту они делали из дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря, ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор! Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи тканью, кожей… На первое место по декору дизайнеры ставят занзибарские сундуки – из-за изысканной резьбы восточноафриканских мотивов.

Дизайнеры не считают сундук пережитком прошлого, наоборот, утверждают, что этот предмет мебели способен стать стилеобразующим элементом квартиры. А если он еще наполнен бабушкиными кружевами и вышивками! Решимся ли мы поставить сундук в современной квартире? Но вот в особняке или на даче – запросто!

Кстати, на сайтах для любителей помастерить своими руками есть подробные инструкции по сооружению сундуков. «Строительство» сундуков и чемоданов было не только средством заработка, но и хобби. Например, Дмитрий Менделеев, будучи уже знаменитым химиком, подолгу корпел над изготовлением чемоданов. Известен случай, когда на вопрос о нем – кто этот господин, выбирающий в лавке материал для чемоданов, последовал ответ хозяина: «О, это известный чемоданных дел мастер Менделеев!»


С сундуком связаны некоторые современные профессии. До костюмеров и реквизиторов была профессия укладчиков одежды в сундуки. Одним из них был француз Луи Виттон, который умел укладывать одежду так, что на ней потом не было ни единой складочки.

Творческие задатки помогли ему стать основателем фирмы под собственным именем, за продукцией которой и сегодня гоняются модницы всего света: из неудобных для путешествия на поездах и пароходах сундуков он сделал чемоданы, дорожные сумки.

Луи Виттону заказывали даже чемоданы со встроенной кроватью, чемоданы, в которых можно транспортировать инвентарь для различных игр, чемоданы-столики для чаепития. Охотников попутешествовать во все времена было много: с котомкой за плечом автостопом или с содержимым трех книжных шкафов, кроме одежды и прочих вещей. Последнее можно отнести, например, к Гете, который путешествовал долгие месяцы, а в пути читал-писал. И здесь что могло быть надежнее сундуков и баулов!

Настоящим домом был дорожный сундук Александра Третьего. Давайте рассмотрим его внимательно, он того стоит! Ящики для белья и посуды занимают нижний этаж. Кровать с матрасом и подушками, грелками для воды и прочими спальными принадлежностями расположились в средней части. А что в верхней? Отделение для шляп, эполет, портупей, сигарет и табака. Даже приспособление для растяжки перчаток здесь можно найти. И, наконец: умывальный столик с зеркалом, принадлежности для бритья, тазик, маникюрный набор, коробочка с мазями – всего не перечислить.

Человек узнает о сундуке еще в детстве, хотя, может быть, потом за всю жизнь не встретится с ним вживую. Конечно же, из сказок! У Андерсена был летающий сундук. В сундуках хранили золото Кощей и пираты. Вы обращали внимание, как в фильмах разгневанные женщины уходят от мужчин? Швыряют в чемодан свои вещи, зачастую вместе с плечиками! Сундук бы им этого не позволил! Несмотря ни на что, он, как пишет публицист С. Лихтарович, остается важным, словно купец первой гильдии.

Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто: бабушкин сундук – копилка каких-то старинных вещей или даже идей, сундук истории – давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке, старые авто обзывают сундуками, именем сундука компьютерное развлечение названо…

Я хорошо помню домашний сундук, сундуки, точнее, у сестры был отдельный для приданого. А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: шинель, в которой мама с фронта пришла, плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.

Настоящий праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых кольями, такое разноцветье по селу полыхало!

Сундук всегда содержал какую-то тайну. Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук – памятью о временах, о людях…

Пожалуй, ни один предмет обихода человека не овеян столькими тайнами и легендами, как сундук. С самых древних времен люди использовали сундуки в своем быте. Но, что характерно, у каждой культуры было свое назначение для сундука, а это, конечно же, сказывалось на его размерах, функциональности и внешнем облике.

Например, в Древней Элладе, греки изготавливали сундуки в форме гробниц и саркофагов. Итальянцы уделяли особое внимание внешнему оформлению. Со всех сторон сундуки были обиты роскошным металлическим орнаментом. Металлическая резьба выполнялась в виде фигур животных, листьев и цветов. Каждый сундук выглядел как произведение искусства.

Эту традицию переняли и франки. Они тоже делали деревянные сундуки и обивали их железными полосами. Сундуки, как правило, запирались на засов или припечатывались с помощью восковой печати. И конечно, такие большие и солидные изделия могли иметь только богатые люди, т.к. стоили они немалые деньги.

А вот на Древнем Востоке сундуки использовали в качестве сидений и оттоманок, предварительно застелив их подушками. Одновременно с этим там хранились необходимые предметы домашней утвари.

В Японии без сундуков вообще невозможно было представить себе жизнь. Они стояли буквально во всех помещениях и использовались во всевозможных целях. «Тансу », так по Японски назывался сундук, служил для хранения одежды, книг, бытовых мелочей и даже хранения мечей.

Также и у европейских народов. Там сундук был основным предметом мебели на протяжении многих веков. Он выполнял самые разнообразные функции, в него складывали вещи и драгоценности, он мог служить столом или лавкой. Поэтому им уделялось огромное внимание в украшении. Крышки разрисовывались и оснащались разнообразной резьбой и орнаментом. Для прочности и практичности боковые части обивались металлическими и даже золочеными скобами. Сундук по праву можно считать родоначальником многих предметов мебели, таких как диван, шкаф и особенно комод.

История сундука в России

В Россию же сундук пришел с Востока и получил широкое распространение. Вплоть до 19-го века, он стоял во главе всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нем спали. Но всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Поэтому и богатство семьи на Руси измерялось именно количеством сундуков. Они делались из различных пород древесины. В основном в качестве материала использовался дуб, бук и ясень. И, как правило, он всегда обивался металлическими полосами, образующими клеточки. Но русские умельцы на этом не останавливались. Придумывались всевозможные оригинальные замки, которые звенели и играли музыку при их открывании. Сундуки обтягивались тюленьими шкурами и красивыми тканями. А в Нижнем Новгороде мастера изготовляли сундуки-матрешки . Такие сундуки могли укладываться один в другой. Впоследствии они стали очень популярны и их начали поставлять в другие страны, в основном в страны Востока. Эти сундуки были обильно покрыты причудливой росписью, сказочными сюжетами. И обязательно стоит упомянуть про еще одну разновидность русских сундуков. Их называли подголовниками. Свое название они взяли не случайно. Выполненные в форме панциря , они служили хранилищем денег и драгоценностей. Когда человек ложился спасть, он обязательно клал свой подголовник под подушку

В современном мире сундуки уже служат как декоративный элемент интерьера. Их формы, размеры и внешняя отделка достигли огромного разнообразия. Они уже не несут своего прямого предназначения и все чаще используются в качестве оригинальных баров для бутылок и других подарочных вариантах.

Компания Мебельный Дом Таверна рада предложить вам широкий выбор разных стилей. Также принимаем заказы на изготовление сундуков по вашим параметрам и дизайнерским решениям.

Несколько лет назад антикварные «подголовки» или «теремки» были достоянием лишь музейных собраний, однако в последние годы такие все чаще стали появляться на аукционах и антикварных салонах. Как правило, этот сегмент антикварного рынка представлен уникальными сундучками-ларцами без каких-либо росписей.

На протяжении многих столетий сундуки были важными предметами интерьера. Обладая удобной и практичной формой, они служили для хранения предметов первой необходимости и для пемещения домашнего скарба. Именно послужили основой для развития корпусной мебели, популярной в следующие исторически периоды, поэтому в различной литературе сундучным изделиям всегда отводилось особое место.

Сундуки играли не менее важную функцию в интерьере средневекового русского жилья. Они имели разные размеры и формы и выполняли функцию вместилища необходимых предметов домашнего быта: посуды, одежды и другой утвари. Так как в это время мебели в русских домах было немного, декоративному украшению сундуков придавалось важное значение.

Сундуки-ларцы, изготавливавшиеся в России в семнадцатом и восемнадцатом веке, имели непривычные для современников формы, определявшие их названия. Сундуки называвшиеся «теремками» обладали двумя отдельными ярусами. По форме они напоминали квадратные ящики с четырехскатными крышками. Художники изображали живописные картины на обеих крышках сундука. На более крупном ярусе, находившемся внизу, был прикреплен небольшой ящичек, предназначавшийся для хранения ценных предметов, который также украшался узорами.

Сундук под названием «подголовник» или «подголовок» имел скошенную верхнюю крышку, на которой нередко спал хозяин, чтобы сохранить свое богатство. Во время переездов такой сундучок отлично укладывался под голову владельца. В большинстве случаев откидная крышка «подголовка» состояла из двух половинок: небольшой узкой доски, расположенной параллельно днищу сундука, и наклонной части, присоединявшейся при помощи специальных шарниров. Подобные сундуки были местом для хранения книг, бумаг личного характера, семейных ценностей, документов и украшений.

Оба вида сундуков были широко распространенными в разных странах Западной Европы. Английские сундуки, к примеру, изготавливались из разнообразных пород дерева и порой покрывались инкрустациями из слоновой кости и ценной древесины, фанеровкой, украшались росписью и разными резными элементами. Российские «подголовки» и «теремки» изготавливались из твердых пород древесины, а их верхняя часть для лучшей сохранности покрывалась сплошными металлическими уборами или специальными полосками узорно-просечного железа с подложками из слюды и цветной бумаги.

В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея. В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков - от небольших шкатулок до огромных конструкций. «Русская планета» узнала, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.

Из кипариса, обтянутого страусиной кожей

Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины - дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию - не только цветные, но и черные - привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.

«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, - рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. - Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».

Крышка крепилась к корпусу на железных петлях - ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.

«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, - рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко. - До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».

1 / 6

Подсказка закрыть листать







1 / 6

Терема и подголовники

Внутри сундуков часто делали потайные отделы, которые сложно было найти человеку, не знакомому с их устройством. В сундуках для вина внутреннее пространство делили на гнезда разного размера для различных бутылей. Самыми сложными по устройству были так называемые скрыни с отдельными дверками в тайники и выдвижными ящиками. Такие сундуки постепенно «росли» в высоту, обзавелись ножками и превратились в современные шкафы.

«Чаще всего потайные отделы делали в популярных сундуках-теремах, - говорит Игорь Тимаков. - Они получили свое название благодаря внешнему сходству с домами, в которых над большим нижним этажом был еще один меньшего размера - терем. Точно так же и в сундуках-теремах на четырехскатной крышке, закрывающей основное отделение, была небольшая надстройка. У нее была своя особая плоская крышка, под которой хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. По аналогии с двухэтажными древнерусскими постройками такие сундуки называли "двужирными"».

Особая конструкция была и у сундуков-подголовников, которые брали с собой в путешествие. Они были небольшой высоты, чтобы класть на них подушки и спать было удобнее. А чтобы в них можно было уложить побольше добра, их делали из двух частей: задней с горизонтальной крышкой и передней с наклонной.

«Сложная конструкция и художественная отделка делали кованые сундуки с росписью настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре, столбовые дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи, - поясняет Татьяна Дромашко. - Предметом роскоши сундуки оставались вплоть до конца XVIII века. К этому времени железо собственного производства в России уже было, но не было пильных мельниц, с помощью которых можно было распустить бревно на тонкие доски. Поэтому стройматериалы делали вручную, и стоили они дорого. И даже после появления дешевого производства досок сундуки стали доступными по цене всем слоям населения, включая крестьян, лишь к середине XIX века, когда их производство поставили на поток, отказавшись от ручной ковки и отделки».

Лубяная альтернатива

Простые же семьи использовали коробьи - сундуки, в которых из еловых досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба: с липы, осины или ясеня весной снимали верхний слой древесины, распрямляли его, очищали от коры, а потом сшивали лыком. Поэтому углы у лубяной конструкции получались скругленными.

«Самое интересное, что при этом дешевые коробьи можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы. Вся разница была в том, сколько их было: одна, в которой умещалось все имущество семьи, или десятки. Так, историк Иван Забелин, описывая быт царицы Марьи Ильиничны (Милославской, жены Алексея Михайловича. - РП. ), упоминает, что ей принадлежали 52 коробьи, - рассказывает Игорь Тимаков. - У каждой было свое предназначение: в одну укладывали постельное белье, в другую - сорочки, в третью - посуду и так далее. Коробьи пользовались настолько большим спросом, что для их продажи в Москве был выделен специальный Коробейный ряд. Если средства позволяли, их тоже оковывали железом. Но чаще в ходу были простые, неокованные модели».

Лубяная поверхность стенок была гладкой и почти идеально подходила для росписи. Ее не нужно было предварительно обрабатывать: краски и без того ложились ровно и не впитывались, достаточно было пропитать луб обычной олифой.

«Особую роль коробьи играли на крестьянских свадьбах, - продолжает рассказ Татьяна Дромашко. - Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое».

И коробьи, и сундуки вышли из моды, а потом и из употребления в начале XX века. Но до этого времени они оставались в ходу, постепенно становясь все более причудливыми. Широко известен дорожный сундук Александра III, который сейчас можно увидеть во дворце Петра I в Стрельне. В нижнем ярусе этой огромной конструкции предусмотрены ящики для белья и посуды. В средней части расположена кровать с матрасом, подушкой и грелками для воды, на которой можно спать, если откинуть крышку сундука. В верхней - множество отделений для всего самого необходимого царю в путешествии: сигарет, шляпы, эполет, портупей, фонаря, принадлежностей для бритья, коробочек с мазями и притираниями, маникюрного набора и так далее. Есть даже откидной умывальный столик с зеркалом, колбами для холодной и горячей воды и специальное приспособление для растягивания перчаток. Один такой сундук был, по сути, готовым интерьером.