Стены

Мастер-класс "объемная деревянная икона". Иконы своими руками: как сделать по фотографии и что следует учитывать при создании икон (85 фото) Резные иконы и способы резьбы

Мастер-класс

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода . Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

ИКОНЫ - не что иное, как святое изображение. Резные иконы выполненные на дереве-естественное стремление сделать святое изображение красивее и долговечнее. В первую очередь-это выражение любви и почитания тому образу, которому мы поклоняемся. Красота и роскошь присутствует не только в православии. но и в других религиях мира. Благоукрашение -это посвящение БОГУ своей жертвы в виде заработанных денег.Резные иконы-в первую очередь-почитание Бога, проявляемое в художественной символике. Украшение резьбой икон и церковной утвари-зримая философия почитания божественной сущности, заключенного в иконе.Резные иконы на термированном дереве-долговечное вложение. Обидно, когда почитаемый образ, купленный в виде репродукции или фотографий через год, а то и раньше, просто приходит в негодность. Это недопустимое кощунство! Именно поэтому мы выбрали путь резных икон, с использованием новейших технологий обработки дерева, что бы святой образ, находился рядом с нами на протяжении многих лет и намоленный ни одним поколением, хранил частицу Бога, передаваясь к потомкам, храня и защищая их, нашей и Божественной любовью и заботой.

В чем смысл резных икон?

ИКОНА РЕЗНАЯ СВЯТАЯ ТРОИЦА - или "Тройная радость"-для православных имеет особый смысл-чудотворная икона имеющая в своей основе Триединство божественного образа.

Проявление непрерывности существование Бога-она вносит в душу покой и уверенность в незримом присутствии Господа. Этой иконе молятсятысячи людей нуждающихся в душевном умиротворении и находящиеся в духовном поиске.

"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - молитвы этой иконе, спасли миллионы людей от пагубных привычек-пьянства, наркомании, курении. Чудоворный образ-незримо охраняющий семьи и исцеляющий страждущих. Исцеление человека от алкоголизма-самое распространенное чудо-которое дарит образ Божьей Матери миллионам людей во всем мире.

ИКОНА РЕЗНАЯ "СВЯТАЯ МАТРОНА"-"Все, все приходите ко мне, после того как я умру и рассказывайте мне обо всем, как живой-я буду и слышать, и видеть вас и помогать в скорбях ваших" Нет правил или обязательного списка с которыми можно б было обратится к Матронушке, с любой бедой, с любой просьбой может прийти верующий и искренней молитвой своей, истинней верой, обращаясь к Матронушке, получить поддержкуи помощь. Ни от кого не отвернеться Великая Святая.

ИКОНА РЕЗНАЯ "ТИХВИНСКАЯ БОГОРОДИЦА"

Мало кто знает, что именно эта икона вляется покровительницей детей-имеенно эта икона способна помочь при обращении к ней матерей с просьбой усмирить буйный нрав ребенка и направить его на путь истинный. Именно с просьбой обисцелении больного ребенка следует обратиться к Тихвинской Богородице. Позаботиться она и о бесплодных-помогая им с чудом деторождения.

Техника декупажа известна из глубины веков. Сначала её применяли для украшения мебели. Пик его популярности пришёлся на 17 век. Венецианцы искусно инкрустировали мебель в восточном стиле. Мастера вырезали картинки и наклеивали на поверхность и закрепляли 30-40 слоями лака. Относительно тех времен особенно недорогое удовольствие.

После Германии и Франции декупаж завоевал Англию, а во время войны Америку. В викторианской Англии почти в каждой семье был альбом для вырезания с пасторальными картинками, ангелочками. Юные мисс украшали свой дом в этом стиле.

Сегодня эта техника снова пользуется большой популярностью. В ней оформляют всё, что угодно. Чаще всего этот способ используют при украшении подарков. Обычная бутылка может превратиться в красивую вазу, а старая обшарпанная шкатулка в образец утонченности.

Почему, в таком случае, при подготовке подарка, к примеру, на Рождество или Новый год, не обратиться именно к этой технике? Предлагаем вам вместе с нами попробовать сделать картину-икону в стиле декупажа.

Нам потребуются:

2. отпечатанный рисунок,

3. клей ПВА,

4. кисточка,

5. шпатель,

6. платок или любая ткань.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Процесс:

1. Выбираем изображение для нанесения на дерево. Редактируем его в любом иллюстраторе, увеличиваем контраст для печати. Отразите картинку по горизонтали - чтобы получилось зеркальное отображение. Распечатывайте картинку на хорошей глянцевой бумаге.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно : отразить по горизонтали, распечатать на глянцевой фотобумаге.

2. Выбираем поверхность нужного формата. Дерево можно выпилить самому, в таком случае, не забудьте «ошкурить» доску, чтобы защитить ее от неровностей.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

3. Наносим равномерно тонким слоем клей ПВА на доску и размазываем кисточкой.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

4. Прикладываем к доске распечатанный рисунок. Приглаживаем тканью.

5. Выдавливаем воздух. Для этого подойдет шпатель или другой твердый предмет. За неимением шпателя, мы используем плоскую деревянную расческу.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно: если вы плохо выдавите воздух, изображение не закрепится на доске.

Кладем на доску груз. Через десять часов снимаем и приступаем к последнему этапу работы.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

6. Отрываем приклеенный рисунок. Если слой бумаги останется на доске, аккуратно отслаивайте пальцем его от изображения, возможно, придется увлажнить поверхность слегка (!) намоченной тряпкой.

Смотрим на результат. Изображение полностью не отразилось на поверхности, вероятно, мы недостаточно хорошо выдавили воздух. Но, тем не менее, декупаж удался, получилась старинная икона.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Разумеется, этим способом вы можете сделать не только икону, но и любую другую картину.

Кстати, в средние века в православной Церкви украшали иконы с помощью декупажа. В иконописи эта техника называется аппликацией на деревянную основу: изображения, вырезанные из дерева, кожи, ткани, бумаги наклеивались или прикреплялись на икону. В России такой декупаж стали использовать с 17 века, когда эту технику передали мастерам Оружейной палаты западные художники.

Декупаж салфетками

Приведем пример еще одного способа декупажа - салфетками.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

  1. Зашкурьте сначала грубой наждачной бумагой, а потом мягкой деревянную поверхность, стеклянную - обезжирьте спиртом. Если ваша основа из металла - очистите ее от ржавчины и протрите спиртом.
  2. Задекорируйте основу белой акриловой краской. Это не только спрячет прежний, возможно, неприглядный фон, но и сделает вашу поделку более яркой.
  3. Выберите салфетки с нужным рисунком. Вырежьте изображение. Если вам лень мучиться с неудобной салфеткой и ножницами, просто промокните влажной кисточкой контур рисунка и вырвите из него изображение.
  4. Промокните рисунок в воде, отсоединяя два нижних белых слоя.
  5. Покройте поверхность клеем и приложите рисунок. Либо, наоборот, приложите сначала рисунок, а сверху покройте его клеем. Не спешите расправлять намокшую под клеем салфетку. Выдавите воздух чуть позже.
  6. Когда рисунок высохнет, покройте его несколькими слоями лака. Если ваша работа будет выставляться на улице, выберите лак на водной основе.

Все эти советы весьма просты, зато результат впечатляет. Творите, друзья. Дарите радость себе и близким, украшая то, что вас окружает.

Продолжение следует…

Древние иконописцы использовали самые различные технологии для того, чтобы изготовить резные иконы , воплотить образы и лики, которые представали перед их взором после длительных молитвенных постов, предшествовавших началу работы. Верующий в Бога христианин, мастер по созданию образов не мог приступать даже к выбору доски без благословения свыше и получения разрешения отцов церкви.

История резных образов

История появления резных икон длинна и многообразна. Технология производства объемных барельефных изображений на камне была известна еще в древнем мире. Египетские, греческие и римские мастера камнерезы оставили замечательные образцы резных и скульптурных изображений. В большинстве случаев прототипами были боги, мифические и реальные герои. Христианские чудотворные иконы в свое время стали достойным продолжением традиций древности, художники использовали самые лучшие приемы и технические методы нанесения изображения.

Сегодняшнее производство резных икон значительно превзошло старинные образы по чистоте исполнения, применению современных технологий воссоздания изображения и профессионального инструмента. Само по себе объемное барельефное сечение пришло в нашу страну на заре принятия православия от художников великой Византийской Империи, которая еще в XI веке была известна мастерами объемного изображения, а резные иконы из дерева и камня были самыми распространенными в храмах и домах горожан. Об этом свидетельствуют летописи и хроники тех времен, а также результаты современных археологических раскопок византийских городов.

Во времена крещения Руси резные иконы из Константинополя, первоначально производившиеся из камня и более напоминавшие античные камеи, были наиболее ценными подарками и залогом дружбы между двумя большими государствами христианского мира.

Популярность резьбы на Руси

Древнерусскими мастерами впоследствии была перенята и усовершенствована техника обработки камня. Возможность украшения местными драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугами, золотом и серебром позволила делать резные иконы совершенными произведениями искусства. Благодаря достижению изумительных внешних эффектов образы обладали сильнейшим воздействием на верующих, позволяли внушать повиновение и смирение перед величием Бога. Стоимость таких икон была баснословной, и позволить иметь их могли только богатые храмы и монастыри, состоятельные вельможи, торговые люди и обеспеченные горожане.

Поэтому для получения более доступных в исполнении ликов для простого народа, сравнительно дешевых, быстрых в производстве резных икон стали использоваться местные материалы. С давних пор в наших краях самым доступным сырьем было дерево. Ценные породы древесины с определенными технологическими показателями стали отличным средством для выражения веры и художественного вдохновения мастеров. Время шло, а специфика и инструмент для работы усовершенствовались. К концу XV века ставшего пиком популярности резьбы и других прикладных искусств, резные иконы из дерева стали наиболее широко распространенными на православной Руси изображениями Спасителя, Божьей Матери и святых.

Неповторимый эффект дерева

Всем хорошо известно, насколько живым и теплым может быть любое изделие из дерева. Это связано не только с природными особенностями древесины, но и с потрясающей положительной энергетикой, которую несет такой образ в любую семью. Дом или квартира, даже небольшая комнатка, где находится такие изделия мастера, какими можно считать разнообразие ликов на резных иконах получает большую долю покоя, умиротворения, божьей благодати и добра. Благословенные лица, полные вселенской любви и всепрощения, взирающие с неподдельным теплом на нас, грешных в делах и мыслях становятся практически живыми.

Этот художественный эффект достигается при использовании древесины строго определенных пород, имеющих мощные годовые кольца с различными оттенками цветовой гаммы, присущей этому сорту дерева. Техника изготовления резных икон или как их еще называли «иконы на рези» сегодня позволяет получить изделия самого различного масштаба, назначения и выражения творческого осмысления христианских ценностей. Дерево эстетично всюду – от больших монументальных произведений до крошечных иконок, которые по православной традиции берут христиане с собой в дальнюю дорогу. Весьма интересным эффектом является инкрустация металлом, аппликации из различного по цвету дерева, а также создание подходящих по стилю и исполнению рам и окладов.

Породы дерева и их особенности

Мастер всегда выбирает наиболее качественную и отвечающую его требованиям и художественному замыслу древесину. Обычно используют самые разные сорта. Тем не менее, иконы из дерева резные и выжженные, наиболее часто производят из следующих пород:

  • Лиственные породы чаще всего представлены липой, которая проста и легка в работе, а произведения из нее характерны особым теплым оттенком.
  • Доска из ольхи наиболее часто используется как имитация красного дерева, она отлично режется и полируется.
  • Березовый материал несколько сложнее в обработке, но прекрасно поддается лакированию и окраске. Резные иконы из дерева березы выглядят живыми и трогательными.
  • Для небольших образов с мелкими деталями отлично подойдут тополь и осина.
  • Древесину дуба и бука применяют для создания масштабных творений, которые будут служить многие десятки лет.
  • Доска из ореха, черешни, яблони и вишни позволяет создать неповторимые по эстетике резные иконы и достичь исключительного эффекта живого лица с возможностью точной проработки мельчайших деталей.
  • Чтобы создать монументальные произведения в стиле изысканных резных икон, большие по размерам и сюжетам образа, алтари и другие аксессуары храмовых комплексов используют сосну или ель высочайшего качества.

Особая эстетика и неповторимое тепло дерева позволит создать истинно живые образа и лики. Добро, свет божьей любви и непередаваемая благодать снисходит с них на верующего. Главным аспектом была и остается твердая вера и высокое мастерство художника, как и много веков назад.

Русь-матушка всегда славилась своими мастерами и народными умельцами. Особенно почитались иконописцы. Икона – это святыня, для изготовления которой нужно было получить благословление в церкви. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но, тем не менее, при изготовлении иконы своими руками нужно обязательно соблюдать определенные заповеди. Это символ Веры в Бога, поэтому нужно обязательно прочитать молитву и с Божьей помощью приступать к работе.

Люди по-разному приходят к Богу. Некоторые ощущают потребность в написании икон после продолжительной болезни, когда Всевышний даровал исцеление. Главное, чтобы это не было кощунством.

Как сделать икону своими руками из фотографии

Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.

Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.


Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:

Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.

Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.

Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.

Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.

Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.

Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.

Как сделать икону под старину

Икону «Матерь Божья с рукой» будем делать на дереве:

  • Деревянная доска или фанера покрывается морилкой.
  • После высыхания наносится слой белой краски.
  • Затем можно покрыть серебряной или золотой краской.
  • Наносится тонкий слой красной краски, но это делается при желании. Можно оставить как есть. Сквозь слой красной краски должна проступать золотая или серебряная основа.
  • Приложить газету к влажной краске и быстро снять.
  • Так нужно сделать несколько раз. Это дает эффект «состаривания».
  • Сверху нужно еще раз тонким слоем нанести позолоту и лак.
  • После высыхания наклеивается вырезанное изображение иконы. Можно применить предыдущие методы наклеивания.
  • Все покрывается слоем прозрачного лака.

Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.

Иконы бисером

Многие спрашивают, как сделать икону своими руками при помощи бисера. В этом нет ничего сложного:

  • В магазинах по рукоделию продаются прекрасные готовые наборы для вышивания бисером на ткани. Особой популярностью пользуется икона «С младенцем на руках».
  • Есть много изображений, нужно выбрать то, к которому потянулась душа.
  • При вышивании бисером картина напечатана на холсте с уже готовой схемой.
  • Бисер тоже уже подобран.
  • Подробно описана техника вышивания.
  • Прилагается специальная тонкая игла.
  • Бисер нужно рассыпать в специальные маленькие емкости, которые продаются в том же магазине. Для каждого цвета будет своя закрывающаяся ячейка.
  • Вышивать удобно на специальных пяльцах.
  • Важно, чтобы было хорошее освещение.

Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.

Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.

Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.


При чтении молитв мысли приходят в гармонию, тревоги отступают прочь. Очень важен внутренний настрой. Нужно просить у святых помощи и исцеления для себя и своих близких. Молитвы ваши будут услышаны, а вы получите утешение.

Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.

Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.

Икону можете подарить или оставить у себя.

Фото икон своими руками